Акцентуации характера и психотипы

Акцентуация характера — крайний вариант нормы, при котором отдельные черты характера чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей устойчивости к другим.

Другими словами, акцентуация - это ГИПЕРразвитие определенных психических механизмов, в ответ на: травмирующее воздействие окружающей среды - раз, физиологические особенности организма (тело с т.з. психики тоже среда) - два, в основном в периоды развития и формирования индивида (детство + переходные, "кризисные" возрасты).

Такое гиперразвитие ошибочно рассматривать исключительно в негативном ключе, как патологию или болезнь, акцентуация - это прежде всего способность, т.е. сильная сторона психики. В конце концов и развивалась то эта сторона затем, чтобы некое "внешнее чрезмерное" преодолеть. Справиться с ним. И если индивид выжил - значит с задачей справился)

Акцентуация может быть ярко выраженной, образуя своеобразную "ось" вокруг которой выстроено "Я" и на которую потом "крепится" все остальное, к этому "Я" имеющее какое-то отношение, или скрытой, проявляющейся только а неблагоприятных (или сходных с травмирующими) обстоятельствах.

Засада здесь в том, что организм адаптированный под определенные, скажем так, не легкие, ситуации и соответствующую среду, будет на полном серьезе и по бессознанке "считать" именно эти ситуации и среду - ОБЛАСТЬЮ КОМФОРТА для себя. Там уже годами наработаны механизмы что с этим делать, как выживать, как бороться. Значит, к таким ситуациям и будем стремиться в своей жизни, и всячески их создавать. А от других, пусть более "качественных", более безопасных и выживательных - столь же тщательно уворачиваться. Хотя бы по банальной причине экономии ресурсов.
Если чрезмерная (по сравнению с той, к которой адаптировались) "внешняя" нагрузка приводит к нервным срывам и попыткам бегства от ситуации, то недостаточная - в большинстве случаев воспринимается (интерпретируется на уровень сознания) как "утрата смысла и цели жизни".
К тому, как это проявляется в каждом отдельном случае и как эту фигню прорабатывать (возможно ли вообще это проработать?), мы еще вернемся.

Ниже расположенная таблица поможет определиться с собственной акцентуацией, в случае если таковая имеется. В ней вы не найдете общих описаний-признаков, таких как "мало общаюсь" или "стеснительный", под которые может подходить кто угодно, и которые при самотипировании больше сбивают с толку, нежели помогают узнать себя. Только ключевые присущие психотипу ТЕНДЕНЦИИ мышления и поведения, накладывающие отпечаток на все жизненные сферы, и отличающие собственно этот тип от других (акцентуация - это не то, что я испытываю, а то, какой психический ИНСТРУМЕНТ, какую стратегию, я использую В КАЧЕСТВЕ ОПОРЫ, чтобы с этим испытываемым справиться). Инструмент может глубоко погружать в среду, вплоть до потери "чувства себя", или же наоборот, представлять собой стену весьма сложно устроенных фильтров - интерфейс, без которого безопасное взаимодействие, увы, не представляется возможным.

Также, известная мне стратегия - это то, чего я ожидаю/требую от окружающих и сильно удивляюсь/возмущаюсь, обнаружив, что у кого-то из них этого нет. К примеру, если я привык организовывать собственную жизнь при помощи Правил - то в другом меня прежде всего интересует, какие у него отношения с Правилами (есть ли эти правила? какие они? соблюдаются ли? как это не соблюдаются? как нету? непорядок!).
И меня будет "вышибать" всякий раз в процессе обнаружения перед собой чего-то такого, что в рамки МОЕГО инструмента никак не вписывается. К примеру, использование кем-то слов как попало наобум, а не с целью ПРОЯСНИТЬ ситуацию и донести до собеседника в точности то, что собирался донести. Или жизнь без Правил. Или жизнь без малейшей попытки ее контролировать. Не ОТКАЗ от контроля, не ЗАПРЕТ себе, не ОТРИЦАНИЕ (это я как раз понять могу, и даже сделать, ИМИТИРУЯ внутри себя "от обратного"). А то, что там инструмента не было ИЗНАЧАЛЬНО. И МОЖНО жить, не испытывая ни малейшей необходимости в его использовании. 

Современная психология описывает от 10 до 14 ярко выраженных типов акцентуаций. Каждый из которых обладает своими особенностями (при просмотре со смартфона, разверните его горизонтально, для корректного отображения таблицы):

Акцентуация Стратегия выживания Описание характера

Шизоидная акцентуация

Интеллектуальная активность.

Интеллектуализация любой деятельности, как на работе, так и в быту. Везде или найдется место систематизации и переводе осмысленной инфы на язык схем, алгоритмов, аналогий и так далее, или деятельности не будет – как факта.

Косяки начинаются, когда функция включается там, где ее применение малорезультативно, а то и вовсе неуместно, фоновым процессом сортируя и схематизируя что ни попадя. Процесс-то хоть и фоновый, энергию один фиг потребляет. Отсюда некоторая "невнимательность" шизоида, отстраненность от происходящего. И проблема "нехватки энергии" - тоже.

«Идеальная» систематизация требует учета точек зрения на вопрос, различных до полной противоположности. И «от лица» каждой из таких противоположностей выстраивается схема. Таким образом, шизоид вынужден постоянно раскалывать себя на противоречащие друг другу составляющие (этакий внутренний консилиум)) ), собирать же обратно.. хмм, а зачем, когда, если жизнь не стоит на месте, и у нас уже следующая ситуация на подходе?

Нередко, благодаря своему подходу шизоиду удается обнаружить такие элементы окружающей действительности, которые не наблюдаются непосредственно. Т.е. исходя из составленной им схемы они там ДОЛЖНЫ БЫТЬ, и вдруг… о чудо! они там действительно оказываются. Но это уже высший пилотаж)

Без систематизации новой информации и формирования представления о ней в виде плана-схемы-алгоритма, я не могу понять, как осмыслять материал. Если схема составлена — дальнейшая деятельность идет уже по выработанному маршруту, новая инфа укладывается поверх, но до — ступор, а инфа — просто масса букв. И с жизнью также — самый удобный способ – вписать жизнь в схему даже там, куда ее другие и не пробовали, после чего можно выдыхать и жить по ней — по схеме.

Воспринятые элементы реальности я складываю где-то глубоко в своем внутреннем мире, там же их перебираю, сортирую, прикладываю друг к другу и так и эдак, пока не получится боле-менее целостная картина. В общем мне всегда есть чем заняться.. И соприкасаться с реальностью как она есть здесь и в эту самую минуту/секунду в этом процессе вовсе не обязательно.

Я легко оперирую абстракциями там, где другим обязательно надо оперируемое потрогать и убедиться в его существовании. Для меня, если я МОГУ этим оперировать – оно однозначно существует.

То, что я не принимаю информацию «близко к сердцу» ДО ее тотального и всестороннего пропускания через Ум, делает меня существом абсолютно невнушаемым, не подвластным чужим попыткам манипулирования. 

Истероидная акцентуация

Эмоциональная активность.

Именно эмоции позволяют чувствовать себя живым. Эмоции создают вовлеченность в ситуацию, позволяя осмыслить даже ту информацию, которая исходно безэмоциональна (а-ля сопромат). Комфортная эмоциональная среда позволяет хорошо себя чувствовать и ощущать жизнь как насыщенную и полноценную.

Переживание результата деятельности для представителя акцентуации важнее, нежели сам этот результат (т.е. не столь ценно ИЗОБРЕТЕННОЕ лекарство от СПИДа, и то КАК оно изменит жизнь окружающих, а ценен восторг, который при этом ощущают и получают от других). По этой причине, нет никакого смысла действовать на уровне серьезных открытий, если значимые результаты можно получить более простым и менее затратным способом.

Чем выше удовлетворенность - тем меньше провокаций. К сожалению ПОЛНОЙ эта удовлетворенность не бывает никогда.

Меня должно зацепить. Когда не цепляет - я затрудняюсь с принятием решений, формированием отношения к явлению, провисает обучение и общение. То есть дело не в том, что делается, а в том, что никакая деятельность толком не получается без эмоциональной вовлеченности. Кто я и что я тут делаю, если у меня нет эмоционального отношения к ситуации?!

Я чувствую себя наиболее раскрепощенно в условиях принятия моего свободного эмоционального выражения. И я без проблем перевариваю и усваиваю чужие эмоции любой интенсивности и сложности, в общем не понятно, как это может кого-то утомлять.

Внимание окружающих привлекается либо к «такому своеобразному уникальному Мне», либо к создаваемому этим своеобразным уникальным Мной творческому Продукту, хотя ничто не мешает совмещать оба варианта.

Провокационное, демонстративное поведение (ну посмотрите же на Меня!!! дайте хоть какую-нибудь реакцию!!!) – как один из способов утоления эмоционального голода. Негативная реакция всяко лучше чем никакая, когда мимо прошли, не обратили внимания, не заметили, отнеслись равнодушно, промолчали. Отсутствие реакции убивает(


Психастеническая акцентуация

Управление (контроль).

Делать ситуацию понятной и безопасной, предпочитают взяв управление ею в свои руки. Управление людьми и обстоятельствами позволяет защитить свое чувство высокой ответственности за себя и других. Контроль проявляется очень ярко на вербальном/текстовом уровне — уровне сказанных слов.

Другими словами, это тенденция употребления слов в прямо-таки словарной точности, дословной памяти своих и чужих формулировок и умении сделать по-своему (взять ситуацию в свои руки) точно в рамках заданных условий.

Стремление к контролю, как таковому, свойственно в общем любой акцентуации и отсутствию оных, НО только здесь управление ситуацией превращается в жизненно важную необходимость и личностный стержень. И это до такой степени важно, что под поставленную задачу отрастает совершенно уникальный, удивительным механизм не ДУМАНИЯ об управлении, не мозгодроча, а РЕАЛЬНОГО управления.

Если шизоид пытается "укрепить" свою реальность (и сответственно снизить уровень тревожности) за счет создания внутренних схем-соотношений, психастеник с той же самой целью использует слова - понятия. Прояснение слов приводит к ПОНИМАНИЮ. Не Жизни, нет, это Загадка. К пониманию чисто человеческой МАТРИЦЫ, в которой оказался.

Прояснение (и самопрояснение) путем перевода "неопределенного внутреннего нечта" во вполне определенные "внешние слова» - стезя психастеника. На этом стоит вся саенто, и все процессинги, из нее выросшие (точнее стоЯт они на взятой с потолка ИДЕЕ, а вот РАБОТАЮТ именно благодаря вышеописанному приему). Не удивительно, что основная их направленность - повышение качества управления своей жизнью. И еще менее удивительно, что именно психастеники способны извлечь из такого подхода максимальный результат.

Посади туда гипертима - и получится фигня. Ни бэ ни мэ, об чем рассказать не знаю. Кто я, где я, ни единой мысли в голове. Также, если гипертим каким-то чудом попал в ТС или подобную систему и пытается ее использовать, ему в большей степени подойдут и понравятся инструменты отслеживания, или просто натравливание обработчиков на происходящее здесь и сейчас, нежели вечерком дома у компа расписывание чего-то там.. непонятно-скучного.

Я мнителен, хронически ни в чем не уверен, и склонен бесконечно копаться как в себе, так и в ситуации. Беспокоюсь обо всем на свете, но больше всего – о будущем и о своих близких (как бы чего не случилось..). Стараюсь все предусмотреть.

Неуправляемая, непрозрачная, неподконтрольная ситуация вгоняет меня в стресс, из которого я выбираюсь путем прояснения ситуации на словах или (в очень крайних случаях, уже перебрав все остальное) отказа от ситуации. В случае оценки ситуации я обращаю внимание прежде всего на прямо сказанные собеседником слова в их словарном значении, а вот нюансы, намеки, закадровый текст и обстоятельства вызывают большие сложности в интерпретации (и могут зачастую не учитываться вовсе). 

Любую практику я рассматриваю с точки зрения: Как ЭТО поможет мне лучше управлять своей жизнью? Ааа, не поможет? Ну, до свидания..) Сидеть в позе лотоса годами, просто потому что "это правильно" или "нормально" или "продвинуто и все так делают" или "нам тут весело в группе" - я не стану. Или по классике (в данном случае ГРАДа): Управлять — это естественное состояние, Основополагающее побуждение — Управлять (не путать с Властью!)

Для снятия тревожности я порой использую специальные ритуалы, предваряющие мои действия и якобы повышающие шансы на успех. Это могут быть различные приметы, суеверия, использование амулетов или следование гороскопу/лунному календарю, фэншуй, трусы на люстре и т.д. и т.п. Причем, я не то что бы безоговорочно во все это верю, нет, просто «на всякий случай, а вдруг?»

Мои представления о себе крайне разнообразны (я могу и так, и сяк, и эдак) – это умение быть разными основано на том, что фокус внимания смещен — с точности ощущений на точность выражения слов. Самоощущение не вовлечено в самопрезентацию на таком же уровне, что у остальных (я какбы таким себя знаю, каким себя описал, за эти слова я цепляюсь и с ними ассоциируюсь, а описать я себя могу любым, на самом-то деле). При этом я имею довольно-таки цельно скроенную личность, узнаваемую и легко идентифицируемую окружающими

Гипертимная акцентуация

Моторная активность.

Движение и все, что с ним связано. Динамика — своя и чужая. Проявляется как в собственной двигательной активности, так и в отслеживании всего нового в его развитии. Создать больше движения позволяет наличие большого круга интересов, в каждый из которых активно вкладываются.

Это какая-то особенная связь со своим телом, про них можно сказать "я думаю не умом, а ВСЕМ СОБОЙ". Сказать скорее со стороны, познав в сравнении, сами они редко отдают себе в этом отчет, потому как самокопание - это последнее чем станет заниматься данный психотип.

Я стремлюсь везде побывать и все попробовать (впечатлений много не бывает!) Причем, «стремлюсь» - означает «я так делаю», а не просто «мечтаю об этом сидя».

Без движения (или когда ничего не происходит) мне плохо — я не понимаю, что я чувствую, что думаю. Кто я и что я (или мир вокруг), становится ясно только в действии, динамике. Советы вроде «остановись и подумай, вслушайся в себя» это какое-то издевательство — они не работают, намного легче дать волю телу, и все само станет на нужные места.

Мне непонятны существа, придумывающие себе жесткие, малосовместимые с жизнью моральные пределы, и пытающиеся затем в них вместиться.

Дистимическая акцентуация

Полная противоположность гипертима. Присутствует серьезность, внешняя «задумчивость», основательность.

Ведущая тенденция – сверка своей деятельности в соответствии с НОРМАМИ. Эти нормы и стандарты изначально берутся снаружи - среда постоянно их выдает ребенку - и становятся важной и надежной точкой внутренней опоры. Мир может меняться, но внутренние стандарты всегда это учитывают, так представители акцентуации формируют ощущение безопасности.

Окружающие сказали бы, что я мало развлекаюсь, и воспринимаю жизнь в слишком мрачных красках. На самом деле, я считаю, что жизнь - сложная штука. И поводов для веселья она не дает.

Я могу позволить себе не следовать правилу (если оно расходится с наработанными мной принципами), тем более, могу позволить себе быть кому-то неприятным или не вписаться в чью-то картину мира (я не сильно переживаю по этому поводу), но вот быть НЕнормальным (выходить за пределы собственных норм, в т.ч. морально-этических) - этого я не могу.

Список норм обычно весьма разнообразен, моя проблема - делать нормой жизни такие стандарты качества и в таких количествах, что для других возможно лишь гипотетически. Степень моей успешности зависит от того, насколько нормы-стандарты внутри переработаны и переосмыслены.

Я не люблю излишнего внимания к собственной персоне и не нуждаюсь в нем. Уверен, что считать себя пупом земли - это какое-то отклонение в психике, или признак незрелости личности, «детскости», в любом случае - это ненормально.

Циклотимная (циклоидная) акцентуация 

Ведущая тенденция – регулирование при помощи Правил.Законов. Директив. Установок. Правила, любовно подобранные и опробованные за прочность, являются способом упорядочить свою жизнь и ожидания от себя и окружающих.

В большинстве случаев люди стремятся упорядочить окружающую их среду (и поведение других людей в т.ч.). Это имеет простое биологическое объяснение: в такой среде проще выживать, меньше затраты на это самое выживание. Мозг может сэкономить на МЫШЛЕНИИ, и пользоваться готовыми схемами-шаблонами. Вся современная реальность - это фактически матрица, работающая по определенным (как официальным, так и весьма далеким от официальных) Правилам.

Так вот, представители данной акцентуации, полагают Правила ГЛАВНЫМ (а то и единственно возможным) способом жизнеупорядочивания. Приходить в равновесие как-то по другому они не обучены.

Мое состояние колеблется от радостно-возбужденного, открытого, любознательного и высокоресурсного, до подавленного, замкнутого, пессимистичного - субдепрессивного, когда все краски мира меркнут и наваливается хандра. И не просто колеблется, а сменяется следуя внутреннему циклу, порой мало зависящему от обстоятельств. Сместив внимание с собственных ощущений на четко прописанные Правила - я чувствую себя увереннее. Стабильнее как-то.

В ситуации отсутствия Правила (или когда правила хаотично меняют друг друга без внятной закономерности) я совершенно теряюсь. Свободные правила ВУЗа или работы сильнее напрягают, чем стимулируют. Из депрессивного состояния вытаскивает смена среды на другую, с четкими конкретными правилами (или введение новых правил в старой среде).

Мои правила не всегда на виду, т.е далеко не всегда я скажу вам в лоб "у меня есть правило". Но при описании, например, отношений с людьми эти правила проявятся либо в виде деклараций как надо, либо в виде договоренностей "на этой территории такие правила, я их ВСЕГДА соблюдаю (или нарушаю в крайнем случае)".

Лабильная акцентуация

Ведущая тенденция — подстройка к ситуации, на всех возможных уровнях (вербально, мимикой осанкой, одеждой). Ощущение безопасности возникает при условии полного вписывания в обстоятельства, включая и те, которые не декларируются.

Подстраиваться под всех подряд с т.з. выживания - неразумно, поэтому окружающих представители данной акцентуации регулярно «пробуют на зуб» с целью понять «Стоит ли подстраиваться под ЭТО? Или оно само подстраиваться гораздо?». Это бессознательный процесс. Просто смотрим в соседней колонке абзац про «ожидалки». Сопоставляем и делаем выводы.

Некоторые носители данной акцентуации обладают уникальной способностью «встраиваться» в ритм любого живого существа, после чего… сдвигать этот ритм в ту сторону, в которую им интересно.

Цена, которую они за это платят – отсутствие единого внутреннего стержня, как опоры, к которой можно обратиться, когда подводит окружение.

Напомню, что механика выживания (добыча необходимого ресурса, защита себя и территории) не является частью Личности. Это наше инстинктивное, которое ПОСРЕДСТВОМ Личности (и с разной степенью успешности) реализуется в человеческом (да и в любом другом подобном) социуме. Поэтому там, где проще выжить, имея внутри гибкий механизм подстройки вместо твердо-определенного личностного «Я такой-то» - отрастет он самый, вышеуказанный механизм.

Мое настроение сильно зависит от отношения окружающих (похвалили меня или поругали). Для сравнения, истероид обращает внимание прежде всего на ИНТЕНСИВНОСТЬ этого самого «похвалили-поругали», мне же важна оценка «соответствую-не соответствую (вписался или нет)»

Я собираюсь в то, во что требуется собраться здесь и сейчас. Впитываю это из другого и отражаю. Гибкость подстройки - лучшая стратегия выживания" (а "принцип зеркала" - любимая игрушка. Показывая другому "его самого", я остаюсь в относительной безопасности)

Я ожидаю от партнера по общению готовности отойти от шаблона (неважно, на чем основанного) и переключиться на меня — подстроиться под мои обстоятельства, запросы, пожелания. Никакой высококачественный шаблон не сравнится с готовностъю вложиться в понимание мотивов, намерений, обстоятельств другого человека.

Я не против быть опекаемым, поскольку самостоятельно произвести (и даже выжать из себя) некие инициативы, цели и направления дальнейшей жизни, способен едва ли.

Лабильно-циклоидная акцентуация

Социальная приспособляемость.

Выражается в том, что межличностные отношения строятся с учетом "большого" социума и взаимоотношений в нем (не просто я и Вася, а я и Вася в контексте всех наших общих знакомых и даже потенциально общих знакомых). Все вопросы общения переводятся из межличностной (потенциально острой) плоскости в социальную - насколько всем удобно, насколько комфортно социуму вообще (а не нам с Васей или только мне) приспособиться к условиям.

Это одна из наименее конфликтных акцентуаций в глазах окружающих - трудно воспринимать в плоскости конфликта собеседника, который думает об общем удобстве.

Качество вписывания в любой социум, в который я попал, стоит мне так дорого, что усилия в любом другом деле, вне социальных танцев - хоть заработать миллион - кажутся куда более простыми и легкими.

Приспособление к обществу - мера отчасти вынужденная: отодвинуть социум и его отдельных представителей столь затратно, что проще выставить заранее надежные внешние фильтры из списка социальных маркеров. Маркеры могут быть явные (как «Картье») или неявные, а-ля клубы для своих.

Задача маркеров не сколько отодвинуть людей без денег и связей (как это воспринимается зачастую со стороны), сколько оставить тех, кто удобен в общении - готов вписываться в социум целиком, и держать комфортную дистанцию или компенсировать дискомфорт.

Разбираясь с ситуацией нарушения личного пространства, я буду говорить языком той среды, в которой нахожусь или на которую претендую – понятным среде языком.

Неустойчивая акцентуация

Взаимодействие с группой.

>Опорные точки, на которых строится жизнь, берутся из «своей» группы. Любая деятельность оценивается в контексте человек и группа (группируется/вписывается или вываливается?)

В данном случае, не формируется индивидуальная Воля, так же как и вытекающее из нее чувство индивидуальной ответственности. Реакции на внешний раздражитель (в т.ч. эмоциональные) возникают в тех пределах, в которых они соответствуют групповой роли и не нарушают целостность самой группы.

Вместо личностных ориентиров развивается механизм такой телепатической чувствительности к «своим», которого вполне хватает на синхронизацию этих «своих» в единый во всех своих решениях и порывах организм.

Без опоры на группу я не могу ни оценивать, ни планировать. Активно и творчески действовать в принципе я могу только ориентируясь на свой круг.

От «бесхарактерности», когда «все побежали, и я побежал», меня отличает тщательная фильтрация круга общения, задающего критичное отношение к целям и готовность влиять на тех, кто пробует бежать, задерживая строй. Просто в одиночку, без мысленной оглядки на группу, жить у меня не получается.

Сенситивная акцентуация

Власть идеи.

Не ряд неких правил, принципов, норм, инициатив, а Идея — всего одна, ну а в хорошую идею смысл жизни влазит целиком вместе со, скажем, бюджетом небольшой страны )))

Идея такова, что сама строит вокруг себя иерархию (из главного следует другая идея, принцип реализации и т.д.).

Эту тенденцию тяжеловато отличить от других, как наблюдая снаружи, так и изнутри (если я к данному психотипу не отношусь – я вообще не понимаю, что они вытворяют, если отношусь – для меня это столь естественный, или даже единственно возможный, способ взаимодействия, что я его просто никак не выделю вниманием).

«Для маленького и хрупкого меня этот мир слишком большой и страшный, чтобы контактировать с ним непосредственно. Поэтому я возьму какое-нибудь (целостное), представление об этом мире, и исходя из него попытаюсь объяснить все воспринимаемые явления, а все что объяснить таким образом не удасться, выброшу за пределы и утрачу к этому всякий интерес.» Понимаете примерно, что это за тип мышления? Речи о НАБЛЮДЕНИИ и ИЗУЧЕНИИ окружающей среды тут не идет вообще. Среда с определенного момента начинает восприниматься ровно настолько, насколько она ПОДТВЕРЖДАЕТ истинность ИДЕИ.

Взрослый представитель акцентуации вовсе не выглядит робким и зашуганным, скорее наоборот, в якобы «подконтрольной» ему области он производит впечатление знающего, уверенного как в себе, так и в своих действиях, человека. Источник такой «уверенности» мы уже разобрали выше. Явная неадекватность поведения тут будет бросаться в глаза только в том случае, если Идея, которой руководствуются, с действительностью не соприкасается вообще. В остальных случаях, смотрится вполне сносно. И даже вдохновляюще. Пока не спрашиваешь «Почему ТАК?»))

Причем тут «бюджет страны»? Невосприятие «как ЕСТЬ» открывает широкие возможности для создания иллюзий любой направленности. Иллюзий, порой весьма привлекательных для окружающих. «Весь мир до основанья мы разрушим… кто был ничем тот станет всем..» - да, это отсюда.

Дело ведь в том, что Инструмент, драматизируемый данным психотипом, позволяет формировать целостные «миры» такого масштаба, которые в головы простых смертных, пытающихся воспринять к примеру через интеллектуальный уровень, вообще вписываются только частями (из-за чего их осознание, именно как ЦЕЛОГО, и со всеми вытекающими последствиями во времени, становится недоступно).


В своих поступках я руководствуюсь одной ключевой идеей. Из этой же идеи вырастают все мои требования, пожелания или приказы.

Идея – нечто, обретающее относительную материальность только в процессе ее переложения в слова (и там можно не один том исписать в попытке выразить на что оно похоже). Но изначально, Идея - целостный ОБРАЗ, представление о чем-то, как оно есть или должно быть. Так вот, не имеет значения насколько и в каких точках этот образ совпадает с реальностью, насколько работоспособен, не просчитываются последствия его применения, важно насколько образ НРАВИТСЯ мне самому (позволяет ощутить сиюминутный комфорт), или окружающим (позволяет ощутить сиюминутную отдачу). Этого достаточно, чтобы воспроизводить его везде, где только можно это сделать.

Новую информацию я не процеживаю сквозь фильтр составленной ранее Схемы (как это вписать?), или, скажем, Нормы (суть и назначение этических норм мне вообще неведомы), а умудряюсь воспринять так, чтобы она лишний раз доказывала состоятельность Идеи, которой руководствовался, руководствуюсь и руководствоваться буду. Если же «выверт» не срабатывает - значит это НЕ ТА информация. Либо она не существенна настолько, чтобы я ее принимал во внимание.

Мои требования к окружающим сводятся к тому, чтобы делали или по-моему или никак, если действия грозят пошатнуть и без того хрупкий мирок, который при помощи своей идеи я пытаюсь выстроить.

Эпилептоидная акцентуация

Целеполагание.

Представители данной акцентуации наиболее последовательны и упорны в достижении целей. Причем, какой бы ни была эта цель, сам факт ее существования уже дает огромное количество ресурса — на контрасте с жизнью без целей. Поиск и точное формулирование целей занимает большую часть времени и сил. Целеполагание здесь является наиболее сложным и важным процессом (потому что дальше просто двигаемся прямо и точно к цели), и чем осознаннее представитель акцентуации умеет ставить цели, тем он адаптированнее.

На самом деле основа успешности достижения здесь в том, что ЛЕГКИХ результатов не ожидают. К ним не готовятся, и соответственно ресурса на то или иное дело порой заготавливается БОЛЬШЕ, чем этого требуют реальные условия.

Эпилептоида некоторые побаиваются. И не зря, потому что если этот тип решит для себя, что вы ему нанесли ущерб достойный тщательной и холодной мести - он обязательно осуществит и это свое намерение. И придет по вашу душу, в любой из прошлых, настоящих или будущих жизней.

Серьезный, в общем, парень.

Без цели я ощущаю себя как в вакууме — нет возможности движения и самопроявления, и, пожалуй, нет и меня самого.

Цели формулируются очень сложно, но дальше даже очень сложные, трудные и тяжелые цели достигаются почти сами. Здесь моя деятельность похожа на стрельбу из лука — если цель вижу, то могу ее поразить. А то количество сил, которое тратится на выстрел, для окружающих может быть неподъемно (наличие цели, по моим ощущениям, создает и источники ресурсов для ее достижения).

Коммуникация, не отвечающая целям, для меня неинтересна и бессмысленна, я не люблю отвлекаться на всякие мелочи. Поэтому от людей (у которых интересы с моими не совпадают) бывает слышу: да ты зациклился на этом! отдохни уже, расслабься.."

Я никогда не задумывался о том, чтобы отказаться от своей цели по причине ее несоответствия чьим-то правилам или морально-этическим нормам. 

Астено-невротическая акцентуация

Ведущая тенденция — реактивность, ответ на воздействие среды. Ответ на среду — это любая востребованная средой реакция. Ответ на среду здесь максимально яркий и полный и идет на всех доступных уровнях, включая тело. На запрос "покажите животное" влезть в роль с ушами, на запрос "давайте попробуем этот прием" попробовать его во всех пришедших в голову вариациях и т.п.

Соответственно, по случаю, легко способен «прикидывать» на себя и воспроизводить всеми органами и во всех симптомах, всевозможные чужие болячки)

Разнообразие, непредсказуемость и хаотичность окружающей среды, носителей данной акцентуации как правило не пугает, и не «осмысливается» ими как нечто, нуждающееся в непременном упорядочивании, зарегулировании и обложении рамками нормирования (какой странный подход, не правда ли?)

И так же им не свойственен сознательный (либо бессознательный) поиск «ярких впечатлений» от среды, нет, «в обработку» берется то что есть, и это «есть» - является единственно возможным наполнением их существа на тот или иной момент времени.

Носитель данной акцентуации буквально «расцветает» в среде с большим количеством многообразных, ярких и интересных раздражителей, позволяющих его реактивности проявлять себя в полной мере.

Зачастую мне тяжело наполнять инициативу содержимым, которого от меня ожидают — мысли, чувства и прочие наполнители. Объяснять, почему и для чего так, а не иначе. Я просто следую за ситуацией, давая ей самой проявить себя, свои особенности и свойства, и это проявление ситуации и есть способ безопасного и удобного самовыражения.

Я живу настоящим моментом, не потому что «сам так решил» или считаю это правильным, а потому что не умею иначе. У меня не хватает внимания заглядывать в будущее или сопоставлять происходящее с чем-то, что уже когда-то там было, я целиком и полностью, всем своим существом погружен в происходящее здесь и сейчас.

Мои решение зачастую из тех, которые на первый взгляд невидимы и недоступны. Я отвечаю на окружающую среду вообще, социум - только часть среды.

Конформная акцентуация

Повышенная восприимчивость ко всем внешним раздражителям.

Внешние сигналы настолько ярко и сильно воспринимаются, что собой даже "глушат" ответ изнутри. Представителю акцентуации очень легко наблюдать за всеми нюансами происходящего вокруг, но имеющуюся внутри информацию выдавать наружу напрямую сложно. Наиболее комфортны условия, когда внутреннюю переработку можно выдавать неким опосредованным результатом — так снимается конфликт контраста между тем, что снаружи, и тем, что внутри.

Это тот редкий случай, когда фильтры внимания нужно не «шатать», а ставить. Точнее учиться делать это сознательно, используя в т.ч. инструмент «приоритета».

Несмотря на все вышепечисленное, а где-то даже благодаря ему, конформный тип умеет органично вписаться в любую группу, стать «своим в доску», при том не прогибаясь, и не сливаясь с обоями или обивкой кресел.

Также, конформная акцентуация не развивается до уровня психопатии.

Мне постоянно приходится справляться с перегрузкой впечатлениями, которые сложно обрабатывать, недооценкой собственных впечатлений и контрастом по яркости происходящего между миром внутри и снаружи. Мне сложно вовлечься во внешнюю деятельность не в качестве наблюдателя, а в качестве активно действующего лица (не потому что страшно, опасно и «ахх, я не люблю людей», а потому что СЛОЖНО).

По этой же причине я несколько ленив, безынициативен и не переношу перемен.

Я могу либо детально воспринимать картинку, либо действовать в этой картинке. Объединить эти два процесса у меня не получается.



+5
15:37
626
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...