Защитные механизмы

Защи́тный механи́зм (психологи́ческая защи́та) — понятие глубинной психологии, обозначающее неосознаваемый психический процесс, направленный на минимизацию отрицательных переживаний. Защитные механизмы лежат в основе процессов сопротивления.

Содержание понятия:

Функциональное назначение и цель психологической защиты заключается в ослаблении внутриличностного конфликта (напряжения, беспокойства), обусловленного противоречиями между инстинктивными импульсами бессознательного и усвоенными (интериорезированными) требованиями внешней среды, возникающими в результате социального взаимодействия. Ослабляя этот конфликт, защита регулирует поведение человека, повышая его приспособляемость уравновешивая психику.

 *используется обработчик "ДиВерсия ПМ" 


Время чтения:
36 мин.

Инструкция для подсознания

Начало инструкции


Эти инструкции инсталлируют протокол «Защитные механизмы» 

Начиная с момента активации механизма обработки, описанного в этой инструкции, после произнесения специальной ключевой фразы («Защитные механизмы СТАРТ»), ты будешь проводить полностью автономную и автоматическую работу по следующей процедуре:

1. Ты обработаешь по протоколу «Диверсия ПМ» любого рода сопротивление, неверие, сомнение в возможность и результативность обработки, любого рода страх перед этой обработкой, страх перемен и любых последствий в связи с обработкой, нежелание этой обработки, а также желание и стремление получить какой-либо результат от обработки, любого рода ожидания от обработки 

2. Ты обработаешь по протоколу «Диверсия ПМ» каждый из нижеперечисленных процессов и механизмов, а также любой их комплекс вне зависимости от того осознаем МЫ их или нет

3. Применительно к каждому из нижеописанных процессов и механизмов, а также любому их комплексу, ты максимально полно и честно от каждой части НАС дашь ответы на вопросы: 


По отношению к чему \ кому МЫ \ Другой это использовали ?

Для избегания каких переживаний, эмоций (чувств) МЫ \ Другой это использовали ?

Для наличия каких переживаний, эмоций (чувств) МЫ \ Другой это использовали ?  

Когда МЫ \ Другой это использовали ? 

Как МЫ \ Другой это использовали ? 

Почему МЫ \ Другой это использовали ?  

Зачем МЫ \ Другой это использовали ? 

Что было бы, если бы МЫ \ Другой это не использовали ?

Чего бы не было, если бы МЫ \ Другой это не использовали ?

 
Каждый ответ, а также весь материал, возникающий в следствии ответа на вопрос, ты будешь обрабатывать по протоколу «Диверсия ПМ» 

4. Ты обработаешь по протоколу «ДиверсияПМ» каждый без исключения эпизод в котором НАША \ Другого психика вырабатывала (использовала) каждый из нижеперечисленных механизмов и процессов, а также любые их комплексы.

Список:

Переживание невозможности преуспеть в области реализации своей истины.

Переживание внутриличностного конфликта (напряжения, беспокойства), обусловленного противоречиями между инстинктивными импульсами бессознательного и усвоенными требованиями внешней среды, возникшими в результате социального взаимодействия.

Переживание сопротивления для минимизации отрицательных переживаний посредством защитных механизмов, которые ослабляли конфликт, регулировали поведение, повышая приспособляемость, уравновешивали психику.

Действие на бессознательном уровне.

Препятствия проникновению в бессознательное для возврата вытесненного.

Искажение и отрицание внутренней реальности.

Искажение и отрицание внешней реальности.

Разделение реальности на внутреннюю и внешнюю.

 «„Я" может защищать себя и незнанием о существовании определенных нужд и инстинктов, и незнанием о существовании внешних объектов».

Склонность «предпочитать» одни защиты другим, как если бы их применение происходило по привычке.


Первичные защитные механизмы

Всемогущий контроль — восприятие себя как причины всего, что происходит в мире.

Всемогу́щий контро́ль — психический процесс, относимый к механизмам психологической защиты. Заключается в бессознательной убеждённости человека в том, что он способен всё контролировать. Естественным следствием такой убеждённости является ощущение человеком ответственности за всё вокруг и чувство вины, возникающее если что-либо выходит из-под его контроля.

 Описание

Современные интерпретации этого психического механизма отсылают к описанной Жаном Пиаже особенности детской психики — «эгоцентризму», то есть восприятию самого себя как центра вселенной, точки отсчёта, восприятию мира с позиции солипсиста. В самом раннем возрасте человек еще не вполне осознаёт себя как нечто отдельное от окружающего его мира. Ощущая в себе желания и способность к деятельности, он ещё не обладает достаточно развитой эмпатией и пониманием окружающего мира, чтобы предполагать наличие желаний и способности к самопроизвольной деятельности за кем-то ещё. Несмотря на то, что в норме такое восприятие мира перерастается, способность к нему человек не теряет, и оно может проявляться в определённом контексте.

Как адаптивный процесс

Наиболее адаптивно такое восприятие мира для маленького ребёнка, младенца: степень его реального контроля над миром, способность защитить и прокормить себя практически равна нулю, но ему кажется, что мать его кормит и защищает потому, что он этого хочет. Фактически, младенец даже может осуществлять конкретную деятельность, результатом которой становится удовлетворение его потребностей: он может кричать. Взрослея, ребёнок постепенно разочаровывается в этом своём представлении, сначала переходя к фантазии о всемогуществе своих родителей (примитивная идеализация), а потом и к адекватному восприятию возможностей людей, но некоторая здоровая часть ощущения всемогущества сохраняется, поддерживая в человеке ощущение способности влиять на свою жизнь.

Как защитный механизм

Ощущение всемогущего контроля, как и в детстве, защищает нас от ощущения беззащитности, неспособности контролировать свою жизнь. Этот механизм может проявляться в виде всевозможных суеверий и ритуалов, создающих впечатление способности предсказать или изменить своё будущее там, где реального контроля нет. Возможны и более «прямолинейные» попытки контролировать свою жизнь, оказывая давление на людей или даже совершая вполне рациональные поступки. Как бы то ни было, спасаясь с помощью «всемогущего контроля» от ощущения беспомощности, человек придерживается нереалистичной и неосознаваемой фантазии о своей (по крайней мере потенциальной) способности полностью контролировать свою жизнь и всё, что её касается.

Очевидно, что даже с фантазией о собственном всемогуществе, человек рано или поздно сталкивается с тем, что что-то произошло не так, как планировалось. В этих ситуациях особенно остро проявляется деструктивная сторона этого защитного механизма — человек необоснованно считает себя виноватым в том что произошло. Как маленький ребёнок, злящийся на свою мать, может решить, что это из-за его злости упал показанный по телевизору самолёт, так и взрослый человек может считать, что именно его неправильные действия или мысли оказались единственной и решающей причиной нежеланного результата.

 

Диссоциация — отделение себя от своих неприятных переживаний.

Диссоциа́ция — психический процесс, относимый к механизмам психологической защиты. В результате работы этого механизма человек начинает воспринимать происходящее с ним так, будто оно происходит не с ним, а с кем-то посторонним. Такая «диссоциированная» позиция защищает от избыточных, непереносимых эмоций.

 Термин «диссоциация» был предложен в конце XIX века французским психологом и врачом П. Жане, который заметил, что комплекс идей может отщепляться от основной личности и существовать независимо и вне сознания (но может быть возвращён в сознание с помощью гипноза).

Описание

Диссоциация — довольно распространённая, хотя и не применяемая большинством людей в обычных условиях защита. Люди, испытавшие на себе работу этого механизма, обычно описывают диссоциированное состояние фразами вроде: «как будто это происходило не со мной». В некоторых случаях человек может настолько диссоциироваться от себя, что начинает как бы видеть себя со стороны, вплоть до ощущения выхода из тела.

Как адаптивный процесс

Диссоциация в норме — реакция на психологическую травму, на сильное негативное переживание в условиях, требующих эмоциональной собранности и контроля над собственными действиями. Переходя к восприятию событий своей жизни как бы со стороны, человек получает возможность трезво оценивать их и реагировать с холодным расчётом

Как защитный механизм

Хотя адаптивная функция диссоциации сама по себе является защитной, этот механизм может применяться некоторыми людьми для защиты не только от действительно сложных и опасных ситуаций, требующих немедленной трезвой оценки, но и от просто эмоционально невыносимых событий. Люди с повышенной чувствительностью к негативным эмоциям могут диссоциировать в самых обычных для других людей ситуациях, требующих от них эмоционального вовлечения. Такие люди с трудом налаживают эмоциональный контакт, кажутся исключительно холодными и хладнокровными. Обеспечивая способность «трезво» оценить любую ситуацию, диссоциация зачастую блокирует возможность адекватно оценить эмоциональную её составляющую. Особенно склонны диссоциировать люди, неоднократно перенёсшие (особенно в детстве) тяжёлую психологическую травму: подвергавшиеся насилию, пережившие катастрофу и т. п.

 

Интроекцияв частности идентификация с агрессором — бессознательное включение в свой внутренний мир воспринимаемых извне взглядов, мотивов, установок и пр. других людей.

Интрое́кция (от лат. intro — внутрь и лат. jacio — бросаю, кладу) — бессознательный психологический процесс, относимый к механизмам психологической защиты. Включение индивидом в свой внутренний мир воспринимаемых им от других людей взглядов, мотивов, установок и пр. (интрое́ктов). Термин был предложен в 1909 году венгерским психоаналитиком Шандором Ференци.

Описание

В результате этого процесса нечто, приходящее извне, воспринимается человеком как происходящее из него самого. Интроекция является примитивной формой идентификации, но в отличие от идентификации интроекция не осознаётся. Интроекция так же тесно связана с психологическими механизмами проекции и проективной идентификации.

Адаптивная роль

Интроекция играет важную роль в процессе формирования «Сверх-Я», совести, привязанностей, особенно в детстве. Маленькие дети вбирают в себя взгляды, мотивы, особенности поведения и эмоциональных реакций значимых для них людей задолго до того, как сознательно решают «стать (или не становиться) похожими» на них.

Защитная функция

Интроекция позволяет маленькому ребёнку осознавать себя как всемогущего (несмотря на его фактическую беспомощность) за счёт «присвоения» себе возможностей и качеств значимых взрослых. Когда человек вырастает, эта защита может сохраняться, защищая его от потери самоуважения в ситуациях зависимости от других людей (у меня есть защитник/помощник, и поэтому Я не беззащитный и не беспомощный), хотя обычно у взрослых людей интроекция начинает осознаваться и превращается в идентификацию.

Деструктивная роль

Как и любая психологическая защита, интроекция искажает восприятие реальности человеком, а конкретно — заставляя его ощущать нечто внешнее как нечто внутреннее. Как следствие, исчезновение этого внешнего может быть воспринято как исчезновение чего-то внутреннего, что имеет непосредственное отношение к природе депрессии и процессу горевания — пытаясь сохранить внутреннюю целостность, человек может предаться бессознательной фантазии о том, что это он виноват в потере, и что он может как-то загладить свою вину, вернув таким образом то, чего ему не хватает.

Идентификация с агрессором

См. также: Стокгольмский синдром

Зигмунд Фрейд был первым, кто обратил внимание на защитные функции процесса, выделив как самостоятельный процесс «идентификацию с агрессором» — бессознательное отождествление себя с тем (теми), кто угрожает твоей безопасности. Если человека не устраивает положение подвергающегося агрессии, он может попытаться сам занять позицию агрессора, интроецируя его черты.

Фрейд не проводил различия между интроекцией и идентификацией (это разграничение появилось в психоанализе несколько позже) и понимал их как основу эдипова комплекса — не способный противостоять власти отца, «отбирающего» у него права на безраздельное владение матерью, сын идентифицируется с отцом, желая стать как отец и найти себе жену как мать.

 

Отрицание — полный отказ от осознания неприятной информации.

Отрица́ние — психический процесс, относимый к механизмам психологической защиты. Проявляется как отказ признавать существование чего-то нежелательного.

Описание

Отрицание — чрезвычайно простая для понимания защита. Её название говорит само за себя — применяющий её человек, собственно, отрицает события или информацию, которую не может принять.

Важным моментом является отличие отрицания от вытеснения, заключающееся в том, что информация, подверженная вытеснению, сначала была осознана, и только потом вытеснена, а информация, подвергнутая отрицанию, в сознание вообще не попадает. На практике это означает, что вытесненную информацию можно при некотором усилии вспомнить, причём субъективно она будет восприниматься именно как забытая. Информацию же, которая подверглась отрицанию, человек, после отказа от данной защиты, не вспомнит, а признает, так как до этого вообще не воспринимал её как существующую или имеющую смысл.

Типичный пример отрицания — это первая реакция на значимую потерю. Первое, что делает человек, получив информацию о потере, например, близкого человека, это отрицает эту потерю: «Нет!» — говорит он, — «Я никого не терял. Вы ошиблись». Однако есть множество и менее трагичных ситуаций, где люди часто применяют отрицание. Это отрицание своих чувств, в ситуациях, где испытывать их непозволительно, отрицание своих мыслей, если они недопустимы. Отрицание также является компонентом идеализации, когда существование недостатков идеализируемого отрицается. Оно может быть полезно в критических ситуациях, где человек может сохранить голову, отрицая опасность.

Проблема с отрицанием состоит в том, что оно не может защитить от реальности. Можно отрицать потерю близкого человека, но потеря от этого не исчезает. Можно отрицать наличие у себя опасного заболевания, но от этого оно не становится менее опасным, скорее наоборот.

Связь с психическими расстройствами и типами личности:

Отрицание особенно характерно для мании, гипомании и вообще людей с биполярным аффективным расстройством в маниакальной стадии — в этом состоянии человек может поразительно долго отрицать у себя наличие усталости, голода, отрицательных эмоций и вообще проблем, до тех пор, пока это физически не истощит ресурсы его организма (что обычно приводит к депрессивной фазе). Кроме того, отрицание является одной из базовых защит параноидных личностей действующей в паре с «проекцией».

В качестве защитного механизма проекция позволяет человеку считать собственные неприемлемые чувства, желания, мотивы, идеи и пр. чужими, и как следствие, не чувствовать за них ответственность. Негативным следствием такой защиты является желание исправить внешний объект, на который спроецировано что-то негативное, или вообще избавиться от него, чтобы так избавиться от «вызванных им» чувств. Внешний объект, между тем, может не иметь ничего общего с тем, что на него спроецировано.

 

Примитивная идеализация — восприятие другого человека как идеального и всемогущего.

Примити́вная идеализа́ция — психический процесс, относимый к механизмам психологической защиты. Выражается в бессознательном представлении о ком-либо как об идеальном и всемогущем защитнике. Впервые описан психоаналитиком Шандором Ференци. Одним из «побочных эффектов» механизма является примити́вное обесце́нивание человека, если его дальнейшая идеализация невозможна.

Описание

Согласно Ференци, примитивная идеализация у ребёнка приходит на смену всемогущему контролю. Когда ребёнок разочаровывается в идее собственного всемогущества, он обнаруживает, что его безопасность и благополучие зависят от заботящихся о нём взрослых, и начинает приписывать всемогущество им. Задавая родителям вопросы вроде «почему ветер дует?» ребёнок, зачастую, стремится не столько узнать настоящую причину, сколько удостовериться, что мир действует «правильно», то есть так, как и ожидают его родители. Воспринимая их как тех, кто определяет правила, ребёнок может искренне обижаться, что они «не хотят» пойти ему навстречу и, например, остановить дождь, чтобы он мог пойти гулять.

С возрастом подобное восприятие мира пропадает, но сам механизм в психике остаётся. Мы часто приписываем идеальные качества тем, от кого эмоционально зависим. Будь то лечащий врач в критической ситуации, любимый человек или благосклонный покровитель. Это помогает нам защититься от логичной в таких случаях тревоги за собственную безопасность. Идеализация является важным компонентом зрелой любви. В процессе индивидуации-сепарации нормальны также и обратные процессы деидеализации и, как следствие, обесценивания.

Некоторые люди, однако, склонны излишне полагаться на эту защиту, борясь с чувством беспомощности и неспособности контролировать свою жизнь. Это заставляет их постоянно искать (и находить) новых обладателей «всемогущества» и стараться психологически «слиться» с ними, чтобы обрести чувство безопасности. На практике это не только смещает локус контроля далеко за пределы человека. Проблема так же в том, что объект идеализации на самом деле не идеален и рано или поздно наступает разочарование, сопровождающееся примитивным обесцениванием. Мужчина, идеализировавший онколога своей жены, с высокой вероятностью захочет подать на него в суд, если врач не сможет победить болезнь. Этот процесс может серьёзно препятствовать ходу длительной психотерапии, так как склонные к идеализации пациенты, обнаруживая несовершенство терапевта, зачастую склонны резко прерывать терапию. Кроме того, побочным эффектом любой идеализации является довольно тяжёлое ощущение собственной неидеальности.

Связь с психическими расстройствами и типами личности

Нарциссические личности организованы вокруг болезненного процесса компенсации собственной неидеальности. Большую часть жизни они заняты поиском идеалов и попытками доказать всем и вся (а в первую очередь себе) свою близость к этим идеалам.

 

Примитивная изоляция, в частности защитное фантазирование — уход от реальности в другое психическое состояние.

Примити́вная изоля́ция (иногда просто изоля́ция) — психический процесс, относимый к механизмам психологической защиты. Заключается в уходе от напряжения в другое психическое состояние. Защи́тное или аутисти́ческое фантази́рование может пониматься как форма примитивной изоляции.

Описание

Примитивная изоляция — это способ снять психологическое напряжение путём ухода от взаимодействия с реальностью. Это одна из самых первых защит, которыми начинает пользоваться человек в своей жизни: довольно часто можно видеть, как младенец засыпает, чтобы справиться с переизбытком собственных эмоций. Школьник, отчитываемый преподавателем, может в этот момент «витать в облаках» фантазий. Иные люди, зачастую, могут использовать с той же целью психоактивные вещества. Человек, применяющий для защиты примитивную изоляцию, может производить впечатление погружённого в себя и не реагирующего на внешние воздействия.

Важная особенность этой защиты — она практически не требует от человека искажения воспринимаемой им реальности. Воспринимаемая реальность остаётся той же, но человек психологически изолируется от неё. Более того, зачастую восприятие реальности теми, кто чрезмерно полагаются на примитивную изоляцию, оказывается значительно более тонким и чувствительным, чем у других людей, из чего некоторые исследователи выдвигают гипотезу, что склонность к примитивной изоляции есть следствие врождённой сверхчувствительности.

Очевидным негативным следствием применения этой защиты являются проблемы в социальных контактах. Человек самоисключается из межличностных контактов ради сохранения внутреннего спокойствия. Это особенно вредит взаимоотношениям с любимыми людьми, которые не получают необходимой им обратной реакции, а также может мешать установлению терапевтического контакта в психоанализе и некоторых других видах психотерапии.

Связь с психическими расстройствами и типами личности

Наиболее часто эта защита используется шизоидными личностями.

 

Проективная идентификация — когда человек навязывает кому-либо роль, основанную на своей проекции.

Проекти́вная идентифика́ция — психический процесс, относимый к механизмам психологической защиты. Заключается в бессознательной попытке одного человека влиять на другого таким образом, чтобы этот другой вёл себя в соответствии с бессознательной фантазией данного человека о внутреннем мире другого. Многими исследователями не выделяется как самостоятельный процесс, а рассматривается как смесь проекции и интроекции.

Описание

При проективной идентификации не только пациент воспринимает терапевта искажённым образом, обусловленным ранними объектными отношениями пациента: кроме этого на терапевта оказывается давление, чтобы он вёл себя в соответствии с бессознательной фантазией пациента.

Как и любой защитный механизм, проективная идентификация применяется людьми в разнообразных ситуациях, не ограничивающихся только психотерапией. Используя её, человек не ограничивается тем, что предполагает наличие в другом человеке тех элементов психической жизни, которые на самом деле находятся в нём самом (как при проекции) — он так же старается получить подтверждение того, что его фантазии соответствуют действительности. Данная цель достигается за счёт бессознательного поведения, провоцирующего обратную реакцию в соответствии с ожиданиями человека. Например человек может вести себя раздражающе, с целью вызвать ожидаемую им агрессию. Так как подобное поведение осуществляется бессознательно, человек осознаёт только полученную им обратную реакцию и, таким образом, получает подтверждение своих фантазий. При этом образуется замкнутый, слитый комплекс: человек одновременно проецирует свои собственные состояния на другого, и интроецирует их, сохраняя эмпатию с проецированным состоянием.

Связь с психическими расстройствами и типами личности

Есть мнение, что активное применение проективной идентификации свидетельствует о пограничном состоянии человека. Предполагается, что в состоянии психоза, человек уже не нуждается в подтверждении своих фантазий — он и так уверен в их истинности. С другой стороны, неспособность рефлексировать собственные эмоциональные процессы, обнаруживать их влияние на собственный мыслительный процесс, говорит о достаточно низком уровне дифференциации (в терминологии теории семейных систем), что заставляет предполагать большую, чем при невротическом уровне, «нарушенность». Отсюда очевидно следует связь этой защиты с пограничной личностной организацией.

 

Проекция — ошибочное восприятие своих внутренних процессов как происходящих извне.

Прое́кция (лат. projectio — бросание вперед) — психологический процесс, относимый к механизмам психологической защиты, в результате которого внутреннее ошибочно воспринимается как приходящее извне. Человек приписывает кому-то или чему-то собственные мысли, чувства, мотивы, черты характера и пр., полагая, что он воспринял что-то приходящее извне, а не изнутри самого себя.

Особенности

В качестве защитного механизма проекция позволяет человеку считать собственные неприемлемые чувства, желания, мотивы, идеи и пр. чужими, и как следствие, не чувствовать за них ответственность. Негативным следствием такой защиты является желание исправить внешний объект, на который спроецировано что-то негативное, или вообще избавиться от него, чтобы так избавиться от «вызванных им» чувств. Внешний объект, между тем, может не иметь ничего общего с тем, что на него спроецировано.

Проекция — один из основных защитных механизмов при параноидном и при истероидном расстройстве личности.

Но этот же механизм лежит в основе эмпатии: человек не может непосредственно ощущать внутреннее состояние другого человека, но может сопереживать, реагируя на различные проявления этого состояния. В результате действия проекции эти реакции воспринимаются как непосредственное ощущение чужого состояния. В большинстве случаев такая эмпатия повышает взаимопонимание людей.

 

Он же лежит в основе персонификации («одушевления») предметов и сил природы, в «очеловечивании» животных. Например, такие словосочетания, как «спокойное море», «тревожное море», «буря злилась», «преданная собака», «независимая кошка», «несчастная лошадь» являются результатом приписывания внешним объектам своей собственной реакции на них. В результате проекции, разные люди будут предполагать различные эмоциональные состояния у одного и того же животного

 

Расщепление Эго — представление о ком-либо как о только хорошем или только плохом, с восприятием присущих ему качеств, не вписывающихся в такую оценку, как чего-то совершенно отдельного.

Расщепле́ние Э́го (или просто расщепле́ние) — психологический процесс, относимый к механизмам психологической защиты, который можно коротко описать как мышление «в чёрно-белом цвете», иначе говоря в терминах крайностей: «хороший» или «плохой», «всемогущий» или «беспомощный» и др.

Описание

Считается, что этот процесс происходит из раннего, довербального периода развития ребёнка, когда он ещё не может понять, что заботящиеся о нём люди обладают одновременно как хорошими, так и плохими для него качествами. Приписывание всему вокруг определённых валентностей позволяет ребёнку упорядочить, структурировать окружающий мир и легче в нём ориентироваться. Предполагается, что такой маленький ребёнок воспринимает свой опыт взаимодействия со взрослым не как опыт взаимодействия с единым и постоянным объектом, обладающим постоянным набором качеств, а как набор разнесённых во времени взаимодействий с как бы разными взрослыми: плохим и хорошим.

Взрослый человек обычно прибегает к этой защите тогда, когда у него не получается привести в единое целое свой разрозненный, противоречивый внутренний опыт. Однозначная характеризация людей или социальных групп — возможный пример применения этой защиты. Предположение о том, что есть конкретные «плохие» люди, олицетворяющие «зло» и, соответственно, восприятие себя как «хорошего» человека — обладает значительной привлекательностью для большинства людей. Защита собственной самооценки — одна из причин такой привлекательности.

Несмотря на очевидные искажения, вносимые в восприятие этой защитой, при использовании расщепления человек не перестаёт замечать «плохое», исходящее от того объекта, который он считает «хорошим» (и наоборот) как в случае идеализации или обесценивания. Вместо этого он, в зависимости от ситуации, мгновенно меняет своё представление об объекте на другую крайность так, будто бы меняются не представления, а сам объект. Именно это «расщепление» объекта на «только хорошего» и «только плохого» является главной характеристикой работы данной защиты. Например сосед, разрешающий одолжить свою дрель, может восприниматься как очень хороший, чуткий человек. При этом тот же самый, но «вчерашний» сосед, устраивавший у себя ремонт, мог быть врагом № 1 — этот опыт игнорируется, словно бы не имеющий отношения к хорошему «сегодняшнему» соседу.

Интересным следствием активного применения этой защиты пациентами психиатрической больницы является зачастую вполне реальное «расщепление» персонала на противоборствующие группы, так как с одним и тем же пациентом у одной половины персонала могут быть самые дружественные отношения, а у другой — состояние постоянной войны.

Связь с характеристиками личности

Активное применение расщепления в повседневной жизни часто считают симптомом, указывающим на пограничное состояние психики.

 

Соматизация или конверсия — тенденция переживать соматический дистресс в ответ на психологический стресс и искать в связи с такими соматическими проблемами медицинской помощи.

Соматизация (от др.-греч. σῶμα — «тело») — это один из механизмов психологической защиты человека. Другое название этой формы защиты от регрессии — образование телесных симптомов или «бегство в болезнь». Эта защита проявляется в повышенном внимании к собственному здоровью и самочувствию. Такие люди могут с упоением говорить о своих болезнях, здоровом образе жизни, диетах и т. д. В своих взглядах на эти вещи они непреклонны, могут спорить, настаивать на своем мнении, слишком чувствительно реагировать на чужие замечания и советы в этих сферах.

Соматизация — это своего рода «отелеснивание» негативных эмоций, приводящее к возникновению дискомфортных телесных ощущений, а при их длительном существовании — разнообразных нарушений со стороны внутренних органов.

В зависимости от причин выделяют разновидности соматизации.

Причины психосоматических реакций по классификации психолога Лесли ЛеКрона:

Конфликт — к образованию психосоматического симптома может приводить внутренний конфликт между различными частями личности. Обычно одна из этих частей осознана, другая скрыта в бессознательном. Борьба между двумя противоположными желаниями или тенденциями может приводить к условной победе одной из частей. Но тогда вторая часть начинает «партизанскую войну», признаком которой и могут стать психосоматические симптомы.

Язык тела — в некоторых ситуациях тело физически отражает то состояние, которое могло бы быть выражено одной из образных фраз ряда: «это одна сплошная головная боль», «я его не перевариваю», «из-за этого у меня сердце не на месте», «у меня связаны руки». Тогда болит определенный орган, сложно дышать, возникают мигрени, нарушается работа желудочно-кишечного тракта и так далее.

Мотивация или условная выгода — к этой категории относятся проблемы со здоровьем, которые приносят определенную условную выгоду их обладателю. Образование симптома происходит на бессознательном уровне, это не обман и не симуляция. Симптом реален. Но он «обслуживает» какую-то определенную цель.

Опыт прошлого — причиной болезни может стать травматический опыт прошлого, чаще — тяжелый детский опыт. Это может быть какой-либо эпизод, либо длительное воздействие, которое, хоть и произошло давно, но продолжает эмоционально влиять на человека в настоящем. Этот опыт как бы отпечатывается в теле. И ждет, когда найдется способ его переработать.

Идентификация — физический симптом может образовываться вследствие идентификации с человеком, имеющим подобный же симптом или заболевание. Как правило, это происходит при сильной эмоциональной привязанности к этому человеку. Часто этот человек может умереть, умирает или уже умер. То есть присутствует страх его потерять и потеря фактически уже случилась.

Внушение — симптомы могут возникать посредством внушения. Это происходит, когда идея о собственной болезни принимается человеком на бессознательном уровне автоматически, то есть без критики. Вольно или невольно внушить симптом могут люди, обладающие большим авторитетом или случайно оказавшиеся рядом в момент особого эмоционального накала.

Самонаказание — в некоторых случаях психосоматический симптом выполняет роль бессознательного самонаказания. Это наказание связано с реальной, а чаще воображаемой виной, которая мучает человека. Самонаказание облегчает переживание вины, но может существенно осложнить жизнь.

 

Вторичные защитные механизмы

Аннулирование или Возмещение — бессознательная попытка «отменить» эффект негативного события путём создания некого позитивного события.

Аннули́рование (Возмеще́ние) — психологический процесс, относимый к механизмам психологической защиты, заключающийся в бессознательной попытке уравновесить некое чувство (обычно вину или стыд) с помощью отношения или поведения, которое «магическим образом» уничтожает это чувство.

Описание

Типичный пример проявления этой защиты — подарок, сделанный после нанесения обиды. В данном случае имеются в виду только те случаи, когда связь между желанием сделать подарок и нанесённой обидой не осознаётся. В случае, когда мотивация вполне осознанна — это уже не аннулирование. Если чувство вины (и как следствие желание его искупить) не осознаётся, но подарок делается — это аннулирование.

Во многих случаях религиозные практики содержат элемент аннулирования. Люди далеко не всегда молятся ради искупления грехов осознанно — часто это борьба с каким-то подспудным чувством вины, в котором человек не отдаёт себе отчёта, но которое эффективно мотивирует его деятельность. Тот же аспект можно встретить и во многих других «бытовых» ритуалах: уборке в доме, перешагивании через трещины и др. Выполнение подобных ритуалов часто может быть направлено на борьбу с чувством вины за пришедшие в голову мысли или испытанные чувства. Тут можно видеть тесную связь аннулирования с более примитивной защитой — всемогущий контроль: во-первых, человеку кажется, что это от него зависит, какие мысли и чувства он испытывает, а во-вторых, ему кажется, что его мысли и чувства равнозначны его поступкам и имеют такое же влияние на внешний мир.

Чувство вины, с которым борется аннулирование, может быть очень сильным, в результате чего вся жизнь человека может оказаться под его влиянием. Человек, однажды случайно совершивший преступление, которое не может себе простить, бывает всю жизнь «возмещает ущерб» обществу.

Связь с характеристиками личности

Как уже упоминалось, аннулирование может быть одним из компонентов «бытовых ритуалов», направленных на снижение тревоги. Когда потребность «возмещать ущерб» от собственных мыслей и чувств становится организующей всю личность потребностью, такую личность обычно классифицируют как компульсивную — её ритуалы становятся крайне навязчивыми и значимыми.

 

Вытеснение, Подавление или Репрессия — активное, мотивированное устранение чего-либо из сознания.

Вытесне́ние (подавле́ние, репре́ссия) — один из механизмов психологической защиты. Заключается в активном, мотивированном устранении чего-либо из сознания. Обычно проявляется в виде немотивированного забывания или игнорирования.

Первым вытеснение описал Зигмунд Фрейд, считавший его основным механизмом формирования бессознательного. По его словам, «судьба импульса влечения может быть определена так, что он наталкивается на сопротивление, которое хочет сделать его недейственным. Тогда при определённых условиях он приходит в состояние вытеснения».

Как защитный механизм, вытеснение направлено на минимизацию отрицательных переживаний за счёт удаления из сознания того, что эти переживания вызывает. Удалённые из сознания, эти элементы, однако, не пропадают из памяти (человек легко вспоминает их под гипнозом) и не перестают влиять на поведение человека и его сны. Однако на начальном этапе Фрейд выделял только этот защитный механизм и относил к нему всё, что человек целенаправленно переносит из сознания в бессознательное.

На бытовом уровне вытеснение может быть легко обнаружено. Например, мы говорим: «я смотрю телевизор, чтобы забыться, чтобы не думать о плохом», «я пошла на концерт, чтобы отвлечься», «для того чтобы отвлечься мне нужно сменить обстановку» и пр. Также в последнее время в обиход вошло выражение «оговорка по Фрейду», обозначающее оговорку, сделанную в результате влияния неосознаваемых мотивов.

 

Вымещение, Замещение или Смещение — бессознательная переориентация импульса или чувства с первоначального объекта на другой.

Вымеще́ние (замеще́ние, смеще́ние) — защитный механизм психики, заключающийся в бессознательной переориентации драйва, эмоции, озабоченности чем-либо или поведения с первоначального или естественного объекта на другой, потому что его изначальная направленность по какой-то причине тревожно скрывается.

Описание

Психологический механизм удовлетворения, разрешения побуждений Личности за счёт «нейтрального» объекта, если по каким-либо причинам прямое удовлетворение невозможно. Вымещение проявляется в разнообразных вербальных, эмоциональных, двигательных реакциях личности, которые направлены не на объект, вызвавший напряжение, а на совершенно нейтральный, случайный объект.

 

Игнорирование или Избегание — контроль и ограничение информации об источнике пугающего психологического воздействия либо искажённое восприятие подобного воздействия, его наличия или характера.

Игнори́рование (избега́ние) — защитный механизм психики, заключающийся в бессознательном контроле информации об источнике неприятного воздействия, наличии или характере угрозы (опасности); ограничении количества такой информации или её искаженном восприятии.

Отличия от других защитных механизмов

Применяя эту защиту отдельно от других, человек не отказывается осознавать существование опасности или неприятного воздействия, как в случае отрицания, не забывает о ней, как в случае вытеснения, не перестаёт воспринимать окружающую реальность, как при примитивной изоляции и не принижает значимость информации, как при обесценивании. Он просто избегает ситуаций, в которых может получить неприятную ему информацию.

 

Идентификация — отождествление себя с другим человеком или группой людей.

Идентифика́ция (лат. identificāre — отождествлять) — частично осознаваемый психический процесс уподобления себя другому человеку или группе людей. В ряде случаев может относиться к механизмам психологической защиты.

Описание

Идентификацию разграничивают от её более примитивного аналога интроекции по тому признаку, что идентификация в той или иной степени всегда осознаётся: хотя сам процесс идентификации остаётся бессознательным, выбор объектов идентификации вполне осознаваем и поддаётся субъективному контролю.

См. также Эмпатия

Как защитный механизм

Защитная форма идентификации — это представление о ком-то, как о продолжении себя. Наиболее часто это встречается у родителей, воспринимающих таким образом своих детей. С одной стороны идентифицируясь с ними, родитель как бы приписывает себе молодость и достижения ребёнка, а с другой стороны к этому обычно добавляется проекция на ребёнка собственных желаний, целей и потребностей. Подобное отношение к другим особенно характерно при выраженном нарциссизме.

Кроме того, такой процесс как «идентификация с агрессором» хотя и является по сути скорее интроекцией агрессора, может быть частично осознан и тогда его правильнее относить к защитной форме идентификации.

Как адаптивный процесс

Идентификация лежит в основе нормальных попыток стать похожим на другого человека или группу людей, перенять значимые черты. В таком виде она присутствует с раннего детства и постепенно развивается от примитивного желания «вобрать в себя», до более сложных, эффективных и субъективно контролируемых форм. Идентификация способствует установлению глубокой эмоциональной связи с другим человеком или группой людей, ощущению причастности, единения с ними. Таким образом, могут быть переняты не только черты и особенности характера, но и нормы, ценности, образцы, что проявляется в форме конформизма.

Адаптивная (приспособительная) сила идентификации может значительно варьироваться, в зависимости от того, кто и когда выбран в качестве объекта идентификации. Идентификация, повышающая социализацию на одном жизненном этапе, может снижать её на другом: если в школьном возрасте идентификация с соседским драчуном может способствовать повышению социального статуса, то во взрослом возрасте вероятнее обратный эффект.

Сознательная и бессознательная идентификация может давать возможность «вставать на чужое место» — погружаться, переноситься в поле, пространство, обстоятельства другого человека, что способствует глубокому его пониманию.

Идентификация также лежит в основе формирования идентичности (концепция Эрика Эриксона).

 

Изоляция аффекта — удаление эмоциональной составляющей происходящего из сознания.

Изоля́ция аффе́кта (иногда просто Изоля́ция) — психологический процесс, относимый к механизмам психологической защиты, заключающийся в удалении из сознания эмоциональной составляющей переживания, но сохранении при этом его понимания.

Этот процесс может запускаться в психике для защиты от чрезмерного поглощения сознания эмоциями. В тех случаях, когда эмоции захлёстывают человека, он может пытаться сохранить холодный рассудок путём изоляции когнитивной составляющей от эмоциональной. Во многих случаях это полезная защита, необходимая в работе таких людей как врачи, боевые офицеры, сотрудники МЧС и др. Если бы сознание, например, хирурга было погружено в ту гамму чувств, которую вызывают страдания его пациентов, он просто не мог бы работать.

Часто работу этой защиты можно видеть, когда люди, пережившие травмирующие психику ситуации (войну, стихийное бедствие, насилие), рассказывают о пережитых событиях безэмоциональным или даже весёлым тоном.

Следует отличать изоляцию от диссоциации, которая значительно искажает восприятие событий. Изоляция аффекта удаляет из сознания лишь эмоциональную составляющую, сохраняя полное понимание происходящего. Например человек, который получил серьёзную травму и использует диссоциацию, может не придать этому событию большого значения, как если бы оно произошло не с ним. Человек, использующий изоляцию в той же ситуации более адекватно оценит значение произошедшего, но не заметит собственных переживаний по этому поводу.

Изоляция аффекта, среди прочего, лежит в основе таких защит как интеллектуализация, рационализация и морализация.

Связь с характеристиками личности

Связанная со склонностью к изоляции переоценка значимости рассуждения и недооценка чувств, склонность отсылать в бессознательное всё личное, личностное, является типичной для обсессивных личностей

 

Интеллектуализация — неосознанное стремление контролировать эмоции и импульсы на основе рациональной интерпретации ситуации.

Интеллектуализа́ция — психологический процесс, относимый к механизмам психологической защиты, заключающийся в бессознательной попытке абстрагироваться от своих чувств.

Описание

Интеллектуализация считается более сложной формой такого защитного механизма как изоляция, однако если при изоляции человек обычно считает, что не испытывает изолированных им чувств, то при интеллектуализации он признаёт за собой некоторые эмоции (хотя часто недооценивает их силу и значение). Используя эту защиту, человек как бы переводит свои эмоции на абстрактный, интеллектуальный уровень, рассуждая о них как о неких теоретических понятиях, имеющих к нему некоторое отношение. Полноценное переживание при этом отсутствует.

Эта защита чрезвычайно эффективна, так как позволяет снижать зависимость собственного поведения от эмоций без полной потери информации об этих эмоциях. Поведение интеллектуализирующего человека в эмоционально насыщенной ситуации часто воспринимается как взрослое, зрелое, предсказуемое, и одобряется социумом. Это делает данную защиту довольно привлекательной для многих людей.

Однако и у интеллектуализации есть свои минусы. Как и любая защита, интеллектуализация всё ещё искажает восприятие реальности. Как уже упоминалось, интеллектуализирующий человек склонен недооценивать силу и значение своих эмоций. Кроме того, применяя эту защиту, человек теряет возможность полноценного переживания и, как следствие, дать адекватный эмоциональный отклик в ситуациях социального взаимодействия. Если человек имеет склонность использовать эту защиту повсеместно, во всех или почти всех эмоционально насыщенных ситуациях, у него, несомненно, возникают проблемы в близком межличностном взаимодействии, когда он блокирует таким образом проявления любви, нежности, симпатии, не может полноценно обсудить свои обиды, страхи и разочарования.

Связь с характеристиками личности

Интеллектуализация, как одна из защит, позволяющих эффективно эмоционально дистанцироваться в общении, считается одной из основных защит шизоидных личностей.

 

Компенсация или Гиперкомпенсация — прикрытие собственных слабостей за счёт подчеркивания сильных сторон или преодоление фрустрации в одной сфере сверхудовлетворением в других сферах.

Компенса́ция — защитный механизм психики, заключающийся в бессознательной попытке преодоления реальных и воображаемых недостатков. Термин введен Зигмундом Фрейдом, а позднее, понятый как жизненная стратегия, стал одним из центральных понятий в индивидуальной психологии Альфреда Адлера. Обычно компенсация проявляется в виде дополнительных усилий, прикладываемых к деятельности, как бы «компенсирующей» недостатки человека. Например, занятия спортом для инвалида будут являться компенсацией. Если усилия, затрачиваемые на компенсацию, оказываются неадекватно большими, то это уже называется ги́перкомпенсация.

Описание

Компенсаторное поведение может сильно различаться по форме. Так, оно может быть как социально приемлемым (слепой, становящийся музыкантом), так и нет (компенсация физической слабости злоупотреблением властными полномочиями); как прямым (попытка добиться успеха в той области, где ощущается недостаток), так и косвенным (стремление утвердить себя в другой сфере).

 

Морализация — поиск способа убедить себя в моральной необходимости происходящего.

Морализа́ция — механизм психологической защиты, сходный с рационализацией и выражающийся в бессознательном поиске способа убедить себя в моральной необходимости происходящего. Рационализирующий старается найти логическое обоснование, морализирующий же — морально-этическую необходимость. Искажением реальности, собственно, является то, что, как и в случае рационализации, обоснование ищется post factum, когда решение уже принято, событие уже произошло, поступок уже совершён.

Морализация применяется для защиты чувства собственного достоинства, веры в свою способность контролировать ситуацию и принимать правильные решения. В этом она близка по смыслу к более грубому механизму защиты, называемому «всемогущий контроль». Типичной морализацией является обоснование родителями своих агрессивных действий по отношению к детям необходимостью их воспитания. Морализацию можно также рассматривать как некоторую форму расщепления, в том смысле, что она направлена на сохранение восприятия себя как «хорошего» объекта, способного совершать только «хорошие» поступки.

 

Отыгрывание, Отреагирование вовне или Разрядка — снятие эмоционального напряжения за счет проигрывания ситуаций, приведших к негативному эмоциональному переживанию.

Отыгрывание [вовне] (англ. acting out), отреагирование вовне, разрядка — психический механизм защиты, выражающийся в бессознательном снятии внутреннего напряжения через поведение, реализующее пугающий сценарий, за счёт изменения своей роли в нём с пассивно-жертвенной на активно-инициирующую. Иными словами — это бессознательное провоцирование развития тревожной для человека ситуации.

При отыгрывании его реальные причины и цель остаются неосознанными. Иное, осознанное проигрывание прошлой травматической ситуации с целью дать выход сдерживаемым эмоциям называется отреагированием (или, более однозначно, абреакцией).

Описание

Отыгрывание — это поведение, обусловленное бессознательной потребностью справиться с тревогой, связанной с внутренне запрещёнными чувствами или желаниями, навязчивыми страхами, фантазиями, мыслями и воспоминаниями. Человек начинает отыгрывать некий пугающий сценарий событий, переводя себя из пассивной позиции тревожащегося в активную позицию действующего. Причём объект, на котором отыгрывается сценарий, может не совпадать с объектом, в отношениях с которым изначально возникла тревога.

Несколько лет назад я наблюдала одну учительницу. Её взаимоотношения с карающей матерью заставляли женщину одновременно испытывать и чувство страха, и чувство сильного голода по близости. Моя пациентка предприняла сексуальные попытки со своей коллегой по имени Нэнси через несколько недель после начала терапии. Мне казалось, что она начала испытывать некоторое желание близости со мной и бессознательно предположила, что я, как и её мать, буду с презрением относиться к её привязанности. Она справилась со своими бессознательными и запрещёнными стремлениями путём отыгрывания тех аспектов, которых хотела и боялась, с той женщиной, которая носила моё имя. Такой вид проигрывания, если допустить, что моя интерпретация данного события точна, часто случается во время анализа, особенно с теми пациентами, в которых с детства был заложен страх отчуждения взрослым их потребностей и чувств.

— Нэнси Мак-Вильямс, «Психоаналитическая диагностика: Понимание структуры личности в клиническом процессе»

Важным моментом тут является отсутствие осознания мотивации такого поведения. Как результат, сама тревога (и тем более её причина) не осознаётся вовсе, заменяясь ощущением силы и власти над ситуацией.

Отыгрывание было обнаружено в психоанализе Зигмундом Фрейдом, который обратил внимание на то, что поведение его пациентов вне терапии порой реализовывало чувства, направленные на аналитика, но тревожно скрываемые при нём.

Связь с типами личности

Отыгрывание в целом связано с импульсивностью. Хотя может показаться, что импульсивность — это просто готовность немедленно осуществлять всё что придёт в голову, в голову импульсивных людей приходит не «всё», а, в основном, то, что способствует разрядке их внутреннего напряжения, и именно этим обусловлена их высокая готовность задуманное осуществлять. Среди прочих, чрезвычайно импульсивны: истерические личности, отреагирующие, в частности, сексуальные сценарии; зависимые личности, отреагирующие через зависимость своё отношение к человеку; компульсивные люди, отреагирующие при помощи своих ритуалов; социопаты, отреагирующие практически все свои эмоции; и многие другие.

 

Поворот против себя или Аутоагрессия — перенаправление негативного аффекта по отношению к внешнему объекту на самого себя.

Аутоагре́ссия (Автоагре́ссия, Аутодестру́кция, Поворо́т про́тив себя́, от ауто- + агрессия) — активность, нацеленная (осознанно или неосознанно) на причинение себе вреда в физической и психической сферах. С точки зрения психоанализа относится к механизмам психологической защиты. Аутоагрессия проявляется в самообвинении, самоунижении, нанесении себе телесных повреждений различной степени тяжести вплоть до самоубийства, саморазрушительном поведении (пьянстве, алкоголизме, наркомании, рискованном сексуальном поведении, выборе экстремальных видов спорта, опасных профессий, провоцирующем поведении). В работах А. В. Ипатова понимается как психическое состояние, приводящее к саморазрушительному поведению. «Аутодеструкция» и «аутоагрессия» часто понимаются как отдельные понятия, но разные авторы по-разному проводят между ними границу.

Причины аутоагрессии

Человеку, как и любому живому существу, в норме не свойственно направлять агрессию на самого себя, так как это противоречит его основной задаче — жить. Различные исследователи по-разному понимают причины возникновения саморазрушительного поведения.

С точки зрения психоанализа

В психоанализе аутоагрессия, или «поворот против себя» (англ. turning against the self) рассматривается как защитный механизм психики, и известна ещё со времён Фрейда. Считается, что такое поведение является следствием перенаправления агрессии, изначально направленной на внешний объект. В случаях, когда от этого внешнего объекта (или от существования этого внешнего объекта) зависит благополучие человека, агрессия может быть перенаправлена. В одних случаях на другой внешний объект (вымещение), а в других случаях, если такого объекта не находится или, что чаще, если такое перенаправление оказывается неприемлемым (осуждаемым, наказуемым), агрессия оказывается направленной на самого себя. Несмотря на то, что аутоагрессия создаёт серьёзные проблемы для того, кто применяет эту защиту, эмоционально они оказываются для него более приемлемыми, чем осознание первоначального объекта агрессии.

Внешняя обусловленность

Галина Яковлевна Пилягина считает, что для возникновения аутоагрессии необходима система, включающая как минимум три компонента:

 

1.   Фрустрированный человек с формирующимся внутренним конфликтом, подавляющий свою агрессию, и одновременно отрицающий свои социализированные интроекты.

2.   Психотравмирующая ситуация, в которой реализуются защитные паттерны поведения, обусловленные вышеупомянутым внутриличностным конфликтом.

3.   Обратная отрицательная связь — несбывшиеся ожидания по отношению к объекту и увеличивающей напряжение ситуации, агрессивность субъекта, потребность разрешения внутриличностного конфликта.

Данная теоретическая модель делает акцент на внешней обусловленности аутоагрессии.

С точки зрения Андрея Владимировича Ипатова аутодеструкция представляет собой аномальное состояние личности, выражающееся в стремлении индивида к саморазрушению вследствие нарушения процесса его социализации. По его мнению эта социально-психологическая дезадаптация возникает на фоне личностного конфликта, и вызывается парадоксальной ситуацией, сочетающей в себе наличие в один и тот же момент и жизненно важной потребности и то, что препятствует её удовлетворению.

Внутренняя структура

Артур Александрович Реан в исследовании подростковой агрессии предложил ввести понятие «аутоагрессивный паттерн личности». Аутоагрессия, по его мнению, представляет собой сложный личностный комплекс, функционирующий и проявляющийся на различных уровнях. В структуре аутоагрессивного паттерна личности он выделяет 4 субблока:

 

1.    Характерологический субблок —уровень аутоагрессии положительно коррелирует с некоторыми чертами и особенностями характера: интроверсией, педантичностью, демонстративностью, а также с депрессивностью и невротичностью.

2.    Самооценочный субблок —связь аутоагрессии и самооценки. Чем выше аутоагрессия личности, тем ниже самооценка собственных когнитивных способностей, ниже самооценка тела, ниже самооценка собственной способности к самостоятельности, автономности поведения и деятельности.

3.    Интерактивный субблок —связь аутоагрессии личности со способностью/неспособностью к успешной социальной адаптации, с успешностью/неуспешностью межличностного взаимодействия. Уровень аутоагрессии личности отрицательно коррелирует с общительностью и положительно — с застенчивостью.

4.    Социально-перцептивный субблок —наличие аутоагрессии связано с особенностями восприятия других людей. Аутоагрессия практически не связана с негативизацией восприятия других. Напротив, уровень аутоагрессии коррелирует с позитивностью восприятия значимых «других».

Связь с типами личности

Аутоагрессия считается типичной для депрессивных личностей, а также может быть свойственна людям с мазохистическим характером.

 

Раздельное мышление — совмещение взаимоисключающих установок за счёт того, что противоречие между ними не осознаётся.

Разде́льное мышле́ние (Компартментализа́ция) — механизм психологической защиты, проявляющийся в том, что противоречия между какими-то мыслями, идеями, отношениями или формами поведения упорно не осознаются.

Описание

Раздельное мышление — это защитный механизм, позволяющий человеку умещать в себе логически несовместимые установки. Если по каким-то причинам человек нуждается в каждой из своих несовместимых установок, то осознание возникающего противоречия начинает занимать мысли попытками это противоречие разрешить (зачастую с помощью рационализаций). Чтобы этого не происходило, человек может начать «раздельно мыслить» — не осознавая противоречия между ними, придерживаться всех несовместимых установок сразу. Со стороны это выглядит как простое лицемерие, но сам человек в этом случае придерживается своих установок вполне искренне, хотя и использует в каждом конкретном случае только одну из них.

 

Можно привести следующие примеры работы данной защиты:

Вера в добродетель умеренности, соседствующая со стремлением к первым местам.

Убеждённость во вреде предубеждений в сочетании со склонностью отпускать шутки по национальному вопросу.

Признание важности открытого общения в сочетании с нежеланием общаться.

Такие «бытовые» применения раздельного мышления весьма распространены, но встречаются и гораздо менее адаптивные примеры:

Чудеса гуманизма в общественной деятельности, сочетающиеся с домашним насилием и жестокостью.

Борьба с порнографией, сочетающаяся с обширной домашней коллекцией порно.

И многое другое.

 

Рационализация — объяснение самому себе своего поведения таким образом, чтобы оно казалось обоснованным и хорошо контролируемым.

Рационализа́ция (лат. rationalis — разумный, лат. ratio — разум) — механизм психологической защиты, при котором в мышлении используется только та часть воспринимаемой информации, и делаются только те выводы, благодаря которым собственное поведение предстаёт как хорошо контролируемое и не противоречащее объективным обстоятельствам. Иначе говоря, подбор (поиск) рационального объяснения для поведения или решений, имеющих иные, неосознаваемые причины. Термин был предложен Зигмундом Фрейдом, в дальнейшем понятие развила его дочь Анна Фрейд.

Описание

Защитная функция рационализации состоит в попытке post factum создать гармонию между желаемым и реальным положением и тем самым предотвратить потерю самоуважения. Это попытка объяснить поведение, не объяснимое с помощью объективного анализа ситуации, или попытка оправдать неудачу или ошибку.

Например, пассивное поведение может быть рационализировано осторожностью, агрессивное — самозащитой, а равнодушное — желанием сделать окружающих более самостоятельными. Во всех этих случаях решение, как поступить, принимается подсознательно и человек не осознаёт лежащей за ним мотивации. Если вдруг встаёт вопрос о причине принятого решения, и причина оказывается неблаговидной, часто человек вместо её осознания ищет рационально выглядящее оправдание, призванное убедить его и окружающих в разумных и благовидных причинах принятого решения. При этом человек и сам искренне верит в свои рационализации.

Знаменитый пример рационализации — басня «Лисица и виноград». Лисица никак не может получить виноград и отступает, рационализируя это тем, что виноград «зелёный». Как видим из этого примера, рационализация может быть очень полезной и объективно приносить пользу. Проблемы начинаются тогда, когда рационализация используется для того чтобы выдавать себе индульгенции на деструктивное поведение.

 

Рационализация может противоречить логике и фактам, но это не обязательно. Её иррациональность заключается только в том, что объявленный мотив деятельности не является подлинным.

Связь с типами личности

Считается, что рационализация особенно характерна для шизоидных личностей. Также рационализация характерна для социопатов.

 

Реактивное образование — защита от запретных импульсов с помощью выражения в поведении и мыслях противоположных побуждений.

Реакти́вное образова́ние (Реакти́вное формирова́ние) — психологическая защита, заключающаяся в преобразовании негативного чувства в позитивное, либо наоборот.

Описание

Практически всегда отношение человека к чему-либо носит отнюдь не однополярный характер. В подавляющем большинстве случаев наши чувства амбивалентны, хотя обычно осознаётся только один из «полюсов» одновременно. Реактивное образование — это способ бороться с неприемлемым полюсом собственного амбивалентного отношения за счёт переноса акцента на приемлемый полюс. Неприемлемая часть при этом перестаёт осознаваться, а приемлемая — гипертрофируется, становясь неадекватной ситуации, что выдаёт применение этой защиты. Кроме того, характерным признаком того, что человек использует реактивное образование, являются периодические «прорывы» подавляемого чувства через защиту: например крепкие объятья могут оказаться крепкими до боли.

Эту защиту часто можно видеть в действии, например, у старшего ребёнка по отношению к младшему. Младший ребёнок всегда забирает на себя часть родительского внимания, которое раньше доставалось старшему. Во многих случаях естественная в таких ситуациях агрессия преобразуется в излишне активную заботу и любовь. Существует и много других примеров применения данной защиты. В любом случае она применяется в основном тогда, когда известно на опыте, что проявление одного из полюсов амбивалентности наказуемо и опасно.

Скрываемый полюс амбивалентности не всегда кажется негативным для стороннего наблюдателя. Так например параноидные личности могут подавлять своё чувство привязанности, считая его небезопасным, и переносить акцент на ненависть и подозрительность. В то же время обсессивно-компульсивные личности будут скорее подавлять своё раздражение по отношению к авторитетным личностям, перенося акцент на уважение.

 

Реверсия — проигрывание жизненного сценария с переменой в нём мест объекта и субъекта.

Реве́рсия (от лат. reversio — возврат, обращение) — психологическая защита, выражающаяся в проигрывании жизненного сценария с переменой в нём мест субъекта и объекта.

 

Описание

В основе работы реверсии лежат защитные механизмы проекции и идентификации, хотя она и не сводится к их сумме. Этот механизм срабатывает в тех случаях, когда потребность быть объектом чьих-то действий (заботы, внимания и т. п.) велика, но воспринимается постыдной или опасной. В таких случаях человек может попытаться удовлетворить свою потребность, став субъектом деятельности (заботясь о ком-то, проявляя внимание и т. п.) и идентифицируясь с её объектом.

Замена пассивной позиции на активную является несомненным преимуществом этой защиты, хотя недостатками остаются отсутствие реального удовлетворения, с одной стороны, и отсутствие осознания своей потребности — с другой.

Популярный пример применения этой защиты — забота маленького ребёнка о своей кукле, которую обычно интерпретируют как удовлетворение собственной потребности в заботе. Аналогичным образом ребёнок, зачастую, пытается заботиться и о своём родителе. Подобное поведение обычно интерпретируется окружающими как альтруизм в самой бескорыстной форме, что до определённой степени верно, хотя и без учёта глубинной мотивации личности.

 

Регрессия — возврат к ребячливым, детским моделям поведения.

Регре́ссия (лат. Regressus — обратное движение) — защитный механизм, являющийся формой психологического приспособления в ситуации конфликта или тревоги, когда человек бессознательно прибегает к более ранним, менее зрелым и менее адекватным образцам поведения, которые кажутся ему гарантирующими защиту и безопасность.

Описание

В основе этой защиты лежит объективный факт, что маленького ребёнка люди обычно склонны защищать в большей степени, чем взрослого человека. Сохраняя воспоминания о чувстве безопасности, которое было у большинства из нас в детстве, мы, порой, бессознательно используем, на первый взгляд, парадоксальный способ защиты от неприятностей — начинаем проявлять детские, не адаптивные черты характера и модели поведения. Зачастую это действительно приводит к тому, что окружающие начинают защищать «беззащитного ребёнка», но не всегда: регрессия может срабатывать даже тогда, когда рядом попросту никого нет.

Демонстрация болезненности, ущербности и др. также относится к регрессии, так как содержит то же послание: «Я больной, я не способен о себе позаботиться, защитите меня». Как следствие, у некоторых людей, злоупотребляющих регрессией, это может действительно приводить к хроническим болезням и хронической неуспешности, перерастать в ипохондрию и сопровождаться соматизацией. Когда регрессия становится краеугольным камнем личности, жизненной стратегией преодоления проблем, такая личность называется инфантильной личностью.

Также регрессия характерна для истероидных личностей.

Виды нормальной детской регрессии

Выделяют следующие виды нормальной регрессии, проявляющейся у детей:

1.   Кратковременный регресс навыков — возможен в ситуации, вызывающей страх, в ослабленном состоянии после болезни или в состоянии усталости навыки, находящиеся в стадии формирования, могут оказываться недоступными для ребёнка.

2.   Регресс эмоциональной регуляции — проявляется в тех же условиях эмоционального истощения любой маленький ребенок скорее всего прибегнет к менее зрелым и более мощным по своей защитной функции формам реагирования на аффективные трудности.

3.   Временный откат, возвращение к более простой, но соответствующей возрасту форме поведения после периода преждевременного использования более прогрессивной формы поведения.

4.   Кратковременный неглубокий регресс поведения и способов аффективного реагирования, возможный в ситуациях, связанных с изменением всей системы жизненных стереотипов семьи (например, в случае рождения нового ребёнка).

5.   Регресс из-за нетерпимости несоответствия образцу — тенденция по началу отказываться применять на практике навык, несовершенство которого по сравнению с образцом взрослого или собственного поведения бросается в глаза ребёнку.

 

Сексуализация или Инстинктуализация — превращение чего-то негативного в позитивное за счёт приписывания ему сексуальной составляющей.

Сексуализа́ция (инстинктуализа́ция) — защитный механизм, заключающийся в приписывании негативным событиям эротической составляющей, «превращающем» их таким образом в позитивные.

Описание

Сексуальный инстинкт — один из немногих инстинктов, практически не потерявших свою силу у человека. Являясь мощной, обусловленной инстинктом размножения, потребностью, половое влечение мотивирует многие аспекты поведения человека. Удовлетворение этой потребности, в общем случае, подкрепляется сильным удовольствием и другими позитивно заряженными ощущениями. В то же время сексуальное поведение человека принимает очень сложные и вариативные формы, которые не могут быть заданы на уровне инстинктов, что даёт нам большую свободу в интерпретации того, что мы считаем, а что не считаем сексуальным.

Сексуализация, как защитный механизм, использует эту особенность инстинкта размножения, придавая негативному опыту эротический смысл, и таким образом обращая этот опыт в позитивный. Сексуализировано может быть практически всё что угодно: власть, деньги, агрессивность, зависимость, слабость, беззащитность, смерть, боль… Практически на любой негативный опыт найдутся люди, которые привыкли его сексуализировать.

Как защита, сексуализация может носить как адаптивный, так и дезадаптивный характер, в зависимости от того, что было сексуализировано. Если женщина сексуализирует детский опыт, когда кто-то оттаскал её за волосы, а её сексуальный партнёр любит перебирать её волосы пальцами, это вряд ли можно считать проблемой. В то же время, если сексуализация боли приводит к постоянному поиску агрессивных, избивающих сексуальных партнёров — это повод искать психотерапевтической помощи.

 

Связь с особенностями личности

Сексуализация является хотя и не ведущей, но довольно характерной защитой для истероидных личностей, которые часто склонны утолять свою потребность во внимании, используя свою сексуальную привлекательность.

 

Сублимация — перенаправление импульсов в социально приемлемую деятельность.

Сублима́ция — защитный механизм психики, представляющий собой снятие внутреннего напряжения с помощью перенаправления энергии на достижение социально приемлемых целей, творчество. Впервые описан Фрейдом.

Описание

Зигмунд Фрейд, в соответствии с концепциями своей теории, описывал сублимацию как отклонение энергии биологических, в первую очередь сексуальных влечений от их прямой цели и перенаправление её к социально приемлемым целям. Рассматривалась им как исключительно «хорошая» защита, способствующая конструктивной деятельности и снятию внутреннего напряжения индивида. Подобная оценка сублимации сохраняется в любой терапии, направленной не на «зачистку» личности от её внутренних конфликтов, а на поиск социально адаптивного их разрешения (в частности в психоанализе).

На данный момент сублимация обычно понимается шире — как перенаправление неприемлемых импульсов вообще, независимо от их природы. Сублимация принимает самые различные формы. Например: садистские желания можно сублимировать, занимаясь хирургией, чрезмерное влечение к сексу — искусством, в первую очередь изобразительным. Механизм сублимации трансформирует нежелательные, травмирующие и негативные переживания в различные виды конструктивной и востребованной деятельности

5. После выполнения пунктов 1-4 данного протокола во всей точности и полном объёме, ты в оптимальной последовательности будешь выполнять команду: 

Найди защитный (адаптивный) механизм (их комплекс), направленный на процесс сопротивления для минимизации или устранения у НАС отрицательных переживаний

Ты будешь выполнять эту команды, получая такой результат, который не дублирует никакой результат выполнения этой команды и до наступления такого момента, когда больше нельзя будет получить ни один результат выполнения данной команды, не полученный ранее в процессе выполнения этого протокола.
При этом ты будешь обрабатывать каждое сопротивление, неверие, сомнение, страх, нежелание и блокировку, возникающие в процессе выполнения команды или поиске варианта выполнения команды при помощи протокола «Диверсия ПМ»

Для каждого результата выполнения команды, ты проведёшь работу по следующему алгоритму:

5.1. Ты обработаешь по протоколу «Диверсия ПМ» каждый из результатов выполнения команды

5.2. Применительно к каждому результату выполнения команды, ты максимально полно и честно от каждой части НАС дашь ответы на вопросы: 

По отношению к чему \ кому МЫ \ Другой это использовали ?

Для избегания каких переживаний, эмоций (чувств) МЫ \ Другой это использовали ?

Для наличия каких переживаний, эмоций (чувств) МЫ \ Другой это использовали ? 

Когда МЫ \ Другой это использовали ? 

Как МЫ \ Другой это использовали ? 

Почему МЫ \ Другой это использовали ? 

Зачем МЫ \ Другой это использовали ? 

Что было бы, если бы МЫ \ Другой это не использовали ?

Чего бы не было, если бы МЫ \ Другой это не использовали ?

Каждый ответ, а также весь материал, возникающий в качестве следствия ответа на вопрос, ты будешь обрабатывать по протоколу «Диверсия ПМ» 

5.3 Ты обработаешь по протоколу «Диверсия ПМ» каждый без исключения эпизод в котором НАША \ Другого психика вырабатывала (использовала) каждый из результатов выполнения команды

6. После выполнения пункта 5 (со всеми подпунктами) данного протокола во всей точности и полном объёме, ты в оптимальной последовательности будешь выполнять команду:

Найди переживание, которому МЫ сопротивлялись посредством защитных (адаптивных) механизмов (их комплексов), с целью его минимизации или устранения

Ты будешь выполнять эту команды, получая такой результат, который не дублирует никакой результат выполнения этой команды и до наступления такого момента, когда больше нельзя будет получить ни один результат выполнения данной команды, не полученный ранее в процессе выполнения этого протокола.

При этом ты будешь обрабатывать каждое сопротивление, неверие, сомнение, страх, нежелание и блокировку, возникающие в процессе выполнения команды или поиске варианта выполнения команды при помощи протокола «Диверсия ПМ»

Для каждого результата выполнения команды, ты проведёшь работу по следующему алгоритму:

6.1. Ты обработаешь по протоколу «Диверсия ПМ» каждый из результатов выполнения команды

6.2. Применительно к каждому результату выполнения команды, ты максимально полно и честно от каждой части НАС дашь ответы на вопросы:

По отношению к чему \ кому МЫ \ Другой это испытывали ?

Когда МЫ \ Другой это исытывали ? 

Почему МЫ \ Другой это испытывали ? 

Зачем МЫ \ Другой это испытывали ?

Какие защитные, адаптивные механизмы и процессы МЫ \ Другой использовали для сопротивления этому ?   

Каждый ответ, а также весь материал, возникающий в качестве следствия ответа на вопрос, ты будешь обрабатывать по протоколу «Диверсия ПМ»

6.3 Ты обработаешь по протоколу «Диверсия ПМ» каждый без исключения эпизод в котором МЫ \ Другой испытывали каждый из результатов выполнения команды

 

Данный механизм обработки деактивируется и данная инструкция перестанет действовать автоматически после того, как будет выполнена во всей точности и полном объёме

При необходимости МЫ можем временно приостановить обработку, после произнесения НАМИ ключевой фразы «Защитные механизмы СТОП» 


Обработку материала ты будешь делать для НАС совершенно автоматически и полностью автономно, круглосуточно, во время НАШЕГО сна и бодрствования, и без ущерба для сна и функционирования в бодрствующем состоянии 

Вся работа по обработке материала будет производиться тобой максимально мягко и безболезненно для всех планов НАШЕГО существования 

Вся работа по протоколу «Защитные механизмы» будет тобой проведена в течение оптимально-необходимого времени 

Распределение нагрузки на НАШ организм будет тобой произведено максимально равномерно, так чтобы не допускать перегрузок

Запуск механизма обработки, а также остановку его, после произнесения соответствующих определенных выше ключевых фраз, ты будешь сигнализировать при помощи зевания НАШЕГО организма

МЫ благодарим тебя, наше подсознание, за то, что ты качественно и в полном объеме выполняешь эту инструкцию

Конец инструкций

 


+11
18:53
4654
15:32
Здраствуйте, а если не успел за 36мин прочитать?
02:47
+1
Здравствуйте. Если не успели, то обнуляйте таймер и начинайте снова. Пока не вложитесь в норматив.
шутка ) 36 минут — это условность
Время чтения не имеет значения, спешить некуда, нужно осознавать то, что читаете.

Протоколы с большими списками материала для удобства можно запускать черер голосвые программы типа Говорилки или Балаболки. Если информация на слух воспринимается нормально, то можно потребить больше за меньшее время и в более комфортных условиях (расслабевшись лежа в наушниках).
11:01
Можете посоветовать подобные программы?
13:44
Хотя именно этот протокол я бы не рекомендовал запускать через голосовую программу. Тут стурктура текста разбита на корпуса и подкорпуса, на слух это можно не уловить.
10:22
В 3 блоке: "… это использовали" под «это» подразумевается «защитные механизмы»? a_scratch

«3. Применительно к каждому из нижеописанных процессов и механизмов, а также любому их комплексу, ты максимально полно и честно от каждой части НАС дашь ответы на вопросы:

По отношению к чему \ кому МЫ \ Другой это использовали?.. „
11:49
+1
Разобралась))) smile
10:19
«Это» — то, что идет в «списке». Все 4 блока инструкций для списка идущего за ними.
Загрузка...