Ловушки ума - АМПЛИФИКАЦИЯ

Время чтения:
5 мин.
ВЫ ВОШЛИ КАК ГОСТЬ! АВТОРИЗИРУЙТЕСЬ ИЛИ ЗАРЕГИСТРИРУЙТЕСЬ, ЧТОБЫ ПОДКЛЮЧИТЬ ШАБЛОН
  • МЫ прилагали недостаточно усилий для достижения цели, и не достигали ее . 
  • МЫ вкладывали в достижение цели больше усилий, чем нужно, так, словно пытались убить муху кувалдой. МЫ делали слишком много – и растрачивали НАШИ ресурсы попусту.
  • Когда МЫ амплифицировали цель, ради которой МЫ работаем, она оставалась ценной, но НАША работа не продвигает НАС к ней. 
  • Примеры амплификации: Мы амплифицируем, когда надолго задумываемся над ходом в игре, которая для НАС по-прежнему важна, репетировать речь столько раз, что НАШИ собственные слова начинают казаться НАМ скучными и безжизненными; потратить сотню долларов на то, чтобы спланировать свои ежегодные расходы с точностью, позволяющей сэкономить десять долларов; набить чемоданы вещами, потому что в НАШЕЙ поездке МЫ хотим быть готовыми к любым невероятным сюрпризам - а вдруг НАС пригласят на фрачный званый ужин посреди джунглей Новой Гвинеи?
  • Зарабатывать денег больше, чем МЫ в состоянии потратить, - тоже амплификация, которая безжалостно погубила не одну жизнь.
  • Зарабатывание бОльших денег, чем МЫ в состоянии потратить, становится ловушкой, если НАША цель - всего лишь приобрести то, что МЫ хотим. Однако сколачивание капитала может быть в полной гармонии с НАШИМИ ценностями, если МЫ делаем это ради удовольствия или ведем счет в игре, имя которой деньги. 
  • МЫ сталкивались с законом уменьшения отдачи. (НАШ второй миллион долларов может не внести таких изменений в НАШУ жизнь, чтобы стоило надрываться, зарабатывая его. И перебор университетских вариантов должен рано или поздно достичь уровня таких мизерных различий или, наоборот, такой тотальной неуверенности, что вряд ли стоит прилагать усилия к дальнейшему анализу). За этой чертой уже начинается амплификация. 
  • МЫ убеждали себя, что никогда нельзя быть уверенными: а вдруг еще одна порция усилий окажется небесполезной? Кто знает, может быть, подумав еще минутку над кроссвордом, МЫ вспомним слово из семи букв? Или одиннадцатый информатор сможет дать НАМ гораздо лучший совет, чем предыдущие десять? Но если такая логика кажется здравой после десяти консультаций, она столь же обоснованна и после одиннадцатой. Еще одно усилие действительно может оказаться решающим, но точно так же - и еще одно, и еще, и еще. Следуя такой логике, нужно сидеть над кроссвордом до бесконечности, а по поводу выбора консультироваться с каждым человеком на планете. 
  • МЫ при анализе затрат и прибылей, совершенно не принимали во внимание затраты. Бесспорно, всегда есть шанс, что большее количество работы даст большую выгоду. Но очевидно и то, что большее количество работы будет стоить НАМ времени и усилий, которые МЫ могли бы потратить на что-то другое. Вопрос не в том, можно ли добиться большей выгоды, если работать больше, а в том, нельзя ли добиться большей выгоды, приложив ту же энергию к чему-то еще. Это и есть критерий момента, когда надлежит ставить точку. 
  • МЫ находились в ситуации, в которой затраты на дополнительную работу превосходили потенциальные выгоды. 
  • МЫ начинали понимать, что пришло время оставить это занятие , что можно заняться чем-то более достойным. Даже если при этом МЫ, возможно, сделаем ошибку. 
  • МЫ думали, что от успеха НАС отделяет буквально одно, последнее усилие. 
  • Работу можно амплифицировать буквально до бесконечности в любом из двух направлений: по горизонтали или по вертикали. При горизонтальной амплификации МЫ ставим перед собой все больше и больше подзадач, которые нужно решить для достижения нашей цели - расспросить еще большее число людей, прорепетировать НАШУ речь еще и еще раз, потратить еще одну минуту на поиски слова в кроссворде. Каждая дополнительная подзадача продвигает НАС к цели чуть меньше, чем та, что предшествовала ей. Но ценность НАШЕЙ работы все-таки никогда не падает до нуля. Таким образом, МЫ продолжаем думать, что эффективно тратим время. 
  • Вертикальная амплификация более увлекательна. Здесь для решения главной задачи требуется предварительно решить некую подзадачу, а для ее решения сначала нужно разделаться еще с одной подподзадачей - и так далее. Например, желая четко определить, что МЫ хотим сказать, мы начинаем делать ряд оговорок, призванных устранить возможные разночтения. 
  • И тогда мы делаем оговорку касательно первой оговорки: 
  • Таким вот образом МЫ и отъезжаем от простой проблемы 
  • МЫ были нерешительны / когда МЫ были в подвешенном состоянии выбора. 
  • Если бы нерешительность проистекала просто из выбора между двумя равными альтернативами, МЫ могли бы бросить монетку и поставить на этом точку. Оставаться в подвешенном состоянии не было бы причин. Но МЫ пребываем в нерешительности именно потому, что не знаем, действительно ли альтернативы равны. МЫ никак не можем их оценить, теряясь в бесконечных подсчетах. 
  • пример: МЫ пытаемся решить, купить ли нам скромный, но доступный по цене коттедж или же роскошную виллу нашей мечты.
  • Мы предполагаем, что НАШ выбор будет зависеть от того, насколько МЫ уверены в своей будущей финансовой ситуации. Но МЫ не могли знать, насколько надежна НАША будущая финансовая ситуация, если не знаем, насколько устойчивым в долговременной перспективе будет сектор экономики, в котором МЫ работаем. Вероятность его устойчивости в свою очередь будет зависеть от цен на энергию. Цены на энергию будут зависеть от внешней политики страны. Внешняя политика будет зависеть от результатов следующих выборов. А следующие выборы будут зависеть от отношения к правам сексуальных меньшинств. Результатом вертикальной амплификации становится парадоксальное движение все дальше и дальше от цели. Чем больше МЫ работаем, тем больше остается сделать для того, чтобы работу завершить. Между началом и концом разверзается бездонная пропасть. 
  • МЫ что-то накапливали. Если НАШЕЙ целью является богатство, слава, мудрость, власть или добродетель, то никакой абсолютной отметки не существует. Миллионер богат в сравнении со средним гражданином. Однако сами миллионеры чаще всего склонны поднимать планку выше и сравнивать себя с мультимиллионерами. То же самое относится к нашим суждениям относительно мудрости, власти и добродетели.(На самом же деле, ни какая власть не дает чувства постоянного всемогущества - и никакое признание не дает ощущения великой славы на века). Достижение любого уровня в стремлении к таким неопределенным целям не становится желанным финишем, а превращается в возможность поднять планку еще выше. Каждый шаг вперед отодвигает цель еще на один шаг, и к финишу мы так и не приходим. В таких бессмысленных забегах растрачена не одна жизнь. 
  • МЫ принимали решение, ЧТО ВСЕ- МЫ ПОЛУЧИЛИ ТО, ЧТО НАМ БЫЛО НУЖНО. 
  • Когда решение принято, процесс закончен. 
  • МЫ, закончив свою работу, тут же принимались делать ее заново
  • МЫ повторяли одни и те же действия, чтобы достичь все большей и большей уверенности в том, что действительно завершили свою работу.
  • МЫ закончив работу, думали что МЫ что-то упустили. И даже если НАМ кажется, что МЫ сделали абсолютно все возможное, память может и подвести. Поэтому МЫ принимаемся делать все сначала.
  • Но абсолютной уверенности НАМ это тоже не давало. 
  • МЫ поступали по принципу и думали: Совершенству нет предела, и МЫ проделываем все в очередной раз. ( если НАМ хотелось перепроверить себя раньше, НАМ наверняка захочется перепроверить все и сейчас: зубные щетки, питомцы, растения, окна, двери… Снова и снова МЫ возвращаемся к тому же исходному пункту. МЫ уже едем в аэропорт, а НАШИ мысли несутся по одному и тому же бесконечному кругу: зубные щетки, домашние питомцы, растения, окна, двери, щетки, питомцы, растения, окна, двери…) 
  • МЫ рационально обосновывали такое повторение тем, что с каждым новым заходом МЫ уменьшаем вероятность ошибки. ( В некоторых ситуациях это, безусловно, так. Опасность сделать ошибку в арифметических расчетах значительно уменьшается, если МЫ повторили расчет и получили тот же результат, что и в первый раз.). 
  • МЫ сталкивались с законом уменьшающейся отдачи. Каждый новый пересмотр уже сделанного добавляет меньше уверенности, чем предыдущий. Перепроверить все десять раз, один раз или не перепроверять вообще, зависит от затрат на проведение такой проверки в сравнении с неуклонно уменьшающимися выгодами. Прежде, чем МЫ начнем снова просматривать сотни выписанных чеков, чтобы найти причину расхождения в одиннадцать центов в НАШЕМ семейном бюджете , стоит спросить себя: а согласны ли МЫ проделать ту же работу для другого человека за вознаграждение в одиннадцать центов? Если нет, то разумнее просто вычесть эту сумму из нашего бюджета, и найти себе более достойное занятие. 
  • МЫ, будучи максимально уверенными в чем-то, своими проверками-повторениями снижали НАШУ уверенность или , как минимум, - ни на йоту эту уверенность не могли укрепить. 
  • МЫ, завершив какой-либо этап работы, посчитав его завершенным/ выполненным и ,прейдя к следующему этапу, вдруг начинали сомневаться в положительных результатах законченного этапа. Пугались/ сомневались и возвращались к нему, не полагаясь на свою память / не доверяя себе-. МЫ перепроверяли себя. МЫ были неуверенны в себе/ в качестве сделанной НАМИ работы. 
  • Например, если НАШИ действия состоят более чем из нескольких шагов, то едва ли возможно охватить взглядом все этапы. Когда МЫ , готовясь к путешествию, собираем свои туалетные принадлежности, то одежда, которую МЫ уже упаковали, не лежит у НАС перед глазами. НАМ приходится полагаться на свою память в том, что когда МЫ занимались одеждой, то уже взяли все, что нужно. Мы считаем, что этот этап работы завершен. Если МЫ попытаемся подкрепить свою уверенность пересмотром предыдущего этапа работы, то неизбежно потеряем из виду более поздний этап. Максимально возможная уверенность достигается тогда, когда МЫ вспоминаем, что однажды уже сочли предшествующие этапы работы завершенными. Теперь НАШИ органы чувств уже не смогут помочь НАМ прийти к такому же выводу. И с этим ничего не поделать. Никакое количество прыжков между ранними и поздними этапами работы не способно уничтожить все остатки неуверенности. 
  • МЫ не полагаясь на свою память, составляли списки, для того, чтобы приблизиться к порогу уверенности, которую дает непосредственное восприятие, а потом перепроверяли себя: ни чего ли МЫ не забыли внести в НАШ список. МЫ читали и перечитывали НАШ список, чтобы убедиться, что в нем ничего не пропущено, - точно так же, как МЫ бы воспроизводили НАШИ действия в памяти без помощи списка. МЫ остаемся в состоянии неуверенности , допуская мысль, что все равно могли что- то забыть / ошибиться. 
  • Когда МЫ замечали / осознавали, что работаем не покладая рук, а делается при этом очень мало, и задавали себе вопрос : «Действительно ли эта работа необходима для Достижения поставленных НАМИ целей?». 
  • МЫ умели слушать себя, и прекращали делать ненужную работу/ деятельность 
  • МЫ не умели слушать себя, и продолжали делать ненужную работу/ деятельность 
  • МЫ понимали, что бессмысленно заниматься бесконечными уточнениями по поводу задачи, выполнение которой требует трех минут. Проще потратить эти три минуты, и закрыть тему, чем гадать, принесет ли пользу работа? 
+9
05:31
985
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...