Словарик 3. Перфекционизм
В психологии, перфекционизм — убеждение, что наилучшего результата можно (и нужно) достичь. В патологической форме — убеждение, что несовершенный результат работы неприемлем. Может быть как «нормальной» характеристикой личности, так и невротическим психическим отклонением.
Можно выделить следующие аспекты перфекционизма:
адресованный к себе перфекционизм: постоянное самоцензурирование и стремление к совершенству;
адресованный к другим людям перфекционизм: завышенные требования к окружающим;
адресованный к миру в целом перфекционизм: убеждённость в том, что всё в мире должно быть правильно;
социально предписываемый перфекционизм: потребность соответствовать стандартам и ожиданиям других людей.
Перфекционизм может проявляться в
стремлении довести любое действие до идеала
скрупулёзности, повышенном внимании к мелочам
гонке за наилучшим результатом
Перфекционизм включает в себя:
чрезмерно высокие стандарты (приводит к сильному снижению удовлетворения результатами своей деятельности)
концентрацию на ошибках,
сомнения в качестве выполнения деятельности,
восприимчивость к завышенным ожиданиям,
восприимчивость к критике
дисбаланс в оценке себя и других
Страдающие данным расстройством рассматривают собственную ценность в терминах достижений и продуктивности, их слоганом можно назвать «всё или ничего».
Причины перфекционизма
Карен Хорни утверждала что перфекционизм является неотъемлемой частью «Идеализированного образа». Пытаясь скомпенсировать свое чувство неполноценности и по многим другим причинам, невротик подменяет реальное представление о себе на составленный им идеал.
Имея представления о себе как о собственном идеале, невротик начинает жестоко критиковать себя, когда находит что-то, что противоречит этому. Например, если, согласно его представлению о себе, он очень талантлив, но вдруг не может написать стихи, когда ему вздумается, (или не может написать очень эмоциональные, идеальные стихи), он обрушивает на себя критику в смеси с презрением к себе.
Считая, что он идеален, он думает, что окружающие и вообще сам мир должен относиться к нему соответственно.
Невротик также становится сверхчувствительным к критике и начинает бояться и стараться избегать всего, что способно показать ему, что он не соответствует своему идеалу, разрушив его иллюзию о себе.
Психотерапия перфекционизма
В рамках психотерапии достигаются следующие задачи: разрушение иллюзорного представление о себе и достижение способности человека принимать себя таким, какой он есть на самом деле, а также выявление и устранение тех причин, по которым перфекционизм образовался.
Перфекционизм (от англ. perfect – совершенный, безупречный) – стремление к совершенству, высокие запросы, в первую очередь, к самому себе; стремление, чтобы все было идеально, в лучшем виде.
Начинали писать реферат по далеко не самому важному предмету, надеясь быстро «надергать» текста из пары книг, а в итоге сидели над работой полночи, оттачивая каждую формулировку?
Периодически слышите от друзей, что не умеете «халявить»?
Похоже, вас можно назвать перфекционистом. Этим сложным англоязычным словом называют человека, который плохо переносит, если его самого или окружающие его вещи неидеальны. Который стремится к совершенству: быть лучшим и иметь лучшее. Человека с высокими амбициями, запросами и требованиями, в первую очередь, к самому себе. Хорошо это или плохо?
С одной стороны, перфекционизмом часто отличаются настоящие профессионалы своего дела. Показательный пример здесь – музыкант, который не может играть на инструменте, который даже чуть-чуть фальшивит. Мало того, такое вот стремление (часто граничащее для окружающих с элементарным житейским занудством) во многом и делает из человека настоящего мастера своего дела. Музыкант оттачивает свое мастерство, писатель выбрасывает в мусорную корзину очередную неудачную рукопись, чтобы в итоге выдать действительно стоящий продукт. Перфекционизм толкает людей постоянно развиваться, учиться, не стоять на месте.
Другая сторона перфекционизма – непримиримость к собственным и чужим недостаткам. Человек не дает себе права на ошибку, ругает себя за малейший промах, такие же высокие требования предъявляет и к окружающим людям. Если это качество сильно выражено, человек находится в постоянном напряжении, постоянно ограничивает себя, самооценка его неустойчива. Иначе говоря – так называемый «комплекс отличника».
Эффективность деятельности при этом может, наоборот,серьезно снижаться. Перфекционист углубляется в детали, тратит на них время и силы, даже если это не нужно, для него не существует понятия «необходимо и достаточно». В результате часто вместо perfect-результата его нет совсем или он становится уже неактуальным. Ясно, что в таком проявлении качество это ни к чему особо хорошему не приводит. А если уж человек будет требовать того же уровня и от других, то получит не только напряжение, стресс и постоянное недовольство собой, но и проблемы в межличностных отношениях…
Можно ли избавиться от нездорового перфекционизма, если он мешает жить?
Можно ли научиться «здоровому» перфекционизму, если его нет?
Чтобы ответить на первый вопрос, нужно, в первую очередь, разобраться, в чем причины столь жесткой требовательности к самому себе и окружающим людям. Часто перфекционистами становятся дети, родители которых дарили им тепло и любовь не безусловно (просто потому, что они есть), а за хорошее поведение, отличные отметки в школе и т.д. В итоге человек стремится постоянно достигать наивысших результатов, считая, что только так может заслужить любовь и признание близких ему людей. А любая ошибка становится трагедией и серьезно портит настроение, снижает самооценку.
Если это про вас, поступите следующим образом. Для начала разделите, в какой мере ваш перфекционизм вам помогает. Вспомните, чего вам удалось достичь, благодаря этому качеству, в каких сферах оно сыграло добрую службу для вас. После этого вспомните ситуации, когда желание все сделать идеально мешало, приносило массу негативных эмоций из-за малейших ошибок и не давало расслабиться.
А теперь вам нужно постараться сделать так, чтобы это ваша особенность приносила вам только пользу. Как минимум, пусть это качество проявляется, прежде всего, в области учебы и профессиональной деятельности, а не распространяется на все. Это непросто, но в ваших силах. Осознайте, что имеете право на ошибку так же, как имеют его и окружающие вас люди.
Перед началом каждого более-менее значимого дела проводите небольшую подготовительную работу с самим собой. Специально оцените, для чего нужна эта работа, к какому сроку, что будет зависеть от результатов ее выполнения. Решите, сколько времени и сил вы готовы ей отдать, исходя из ее реальной значимости в вашей жизни. После этого приложите все усилия, чтобы уложиться в эти рамки, даже если для этого где-то придется пожертвовать качеством выполнения каких-то деталей работы.
Если вы никак не можете приступить к какому-то делу, потому что боитесь, что все равно сделаете его плохо, то используйте следующий прием. Ответьте себе на вопрос: а что самого страшного произойдет, если у меня ничего не получится? Чаще всего, ничего действительно страшного придумать в ответ не выходит. Так почему тогда хотя бы не попробовать – решиться будет уже гораздо легче.
«Я хотел бы стать артистом, но знаю, что гениальным артистом мне не стать, а на меньшее я не согласен». Типичная речь перфекциониста. Ваша задача – научиться получать удовольствие от процесса любимого дела, а не гнаться за результатом. Спросите себя, в каком деле для вас это возможно, займитесь им. И целенаправленно учитесь наслаждаться любимым делом. Всегда хотели рисовать, но «знаете, что нет способностей»? Возьмите огромную пачку бумаги и дайте себе возможность изрисовать ее всю так, как захочется, хоть исчиркать. Не останавливайтесь, пока не «поймаете» минуту удовольствия от самого процесса.
А когда человек увлечен процессом – и результат не заставит себя долго ждать. Но, главное, что уже не будет той нервозности, которая не дает сдвинуться с места.
Еще одна проблема перфекционистов – неумение расслабиться, неумение отдыхать, не думая о заботах и делах. Ваша задача – целенаправленно этому учиться. Какие бы великие планы по покорению лучших вузов мира не стояли перед вами, найдите время и возможность, чуть ли не насильно заставляйте себя полностью «отключаться» хотя бы на какой-то небольшой период времени каждый день.
Ну и, наконец, почаще вспоминайте, что вы – ценность сами по себе, независимо от ваших достижений, несмотря на ваши ошибки. Учитесь любить и принимать себя любым.
Иногда перфекционизма, наоборот, не хватает. А как мы уже разобрались выше, здоровый перфекционизм действительно помогает достигать успеха, помогает самосовершенствоваться.
Если привык все делать «тяп-ляп», а любимая фраза – «И так сойдет», можно ли что-то с этим сделать?
Во-первых, осознать, что нужно работать над собой. Чем выше ставишь цели, тем выше достижения. Чем качественнее делаешь дело, тем приятнее смотреть на результат, тем выше оценки окружающих.
Потому нужно постараться брать себя в руки. Разработайте сами для себя систему вознаграждения за работу, сделанную по-настоящему качественно. Уделяйте время тому, чтобы насладиться собственным качественным результатом. Заранее продумайте критерии качества выполненной работы и ориентируйтесь на них, чтобы не было возможности «халтурить».
Есть еще один оригинальный способ. Попросите кого-то из вашего окружения контролировать и оценивать качество вашей деятельности. Хорошо, если этим человеком будет самый настоящий перфекционист, у которого высокие требования и критерии. И постепенно учитесь сами смотреть на себя его глазами.
Помните, что, только поставив высокую планку, вы сможете добиться многого.
Перфекционизм называют главной женской болезнью 21 века. Поначалу стремление женщины к идеалам – ни пылинки в доме, идеальные обеды и ужины, идеальная внешность – вызывает восхищение и уважение. Со стороны начальства – особенно.
Но постепенно выходят наружу стрессы, вызванные несоответствием жизни идеальным представлениям,требовательность к себе и к окружающим – неотъемлемая черта перфекционистки – усиливается, а порой переходит границы.
Самая большая угроза – для психики самой женщины, подверженной перфекционизму.
Заглянем в словарь: Перфекционизм – убежденность в том, что совершенствование, как собственное, так и других людей, является той целью, к которой должен стремиться человек. Предполагается, что искомое совершенство включает, прежде всего, добродетели, а также развитие присущих человеку талантов и дарований.
Хотя…
Что такое перфекционизм и откуда он берётся? Ответы на эти вопросы – скорее пища для ума, реальной ценности в них мало. Но естьглавный вопрос – как избавиться от перфекционизма? И вот эти самые лекарства и будем искать.
Лекарства от перфекционизма:
Первая «таблеточка» – в перемене понятий.
Когда мы не хотим чего-то делать, но вынуждены – всё валится из рук. Потому что мы говорим себе «я должен это сделать». А долг – это понятие, противоположное желанию, то есть когда кто-то говорит, что он должен – это значит, что он не хочет. Заменяем долг на желание – получаем «Я хочу это сделать». Разница чувствуется. Вот и с перфекционизмом та же каша: когда уже неважно, что ты делаешь, а важно доводить всё до совершенства, постоянно недовольствуясь имеющимся, доделывать, улучшать и т.д. и т.п. – заменяем «Я должен это сделать» (даже если должен себе и никому другому) на «Я могу это сделать». Что, собственно, предполагает также и возможность НЕ делать.
А зачем из кожи вон лезть, чтобы идеально, «до мулюметра» (с) делать то, без чего и обойтись можно? Незачем. И тогда мы делаем это дело ровно настолько, насколько оно того стоит.
Вторая «таблетка» – более горькая.
Каждый раз давать свою работу, которую потом увидит начальство, на оценку как можно большему числу людей. И привыкать к тому, что тебя постоянно оценивают, а поскольку люди разные – то и оценивают не все хорошо. И вот если не случится нервного срыва от этого метода, тогда возможно «излечение».
(PS: я бы не дожила до конца такого эксперимента, честное слово… терпеть не могу, когда мои работы оценивают те, для чьих глаз они вроде бы и не предназначались… хотя в мягкой форме вроде нормально терплю)
Третья «таблетка» – спокойствие, только спокойствие.
Расслабляться, высыпаться. Когда возникает чувство гонки – за идеалом и от себя – нужно резко остановиться, сосчитать до 10 (можно повторить… несколько раз) и подышать глубоко (но это только на чистом воздухе).
Вообще, рекомендация хорошая. Но лично у меня ей следовать – ну никак не получается
Четвёртая «таблеточка» – скорее сироп, сладкая и удобоваримая.
Нужно признаться себе в своих страхах. Прямо вслух (если никого рядом нету) или мысленно. Но вслух – эффективнее
Смысл в том, чтобы понять, что небольшие огрехи в работе – это не конец света, за запинку в докладе вряд ли убьют или отчислят (уволят – как вариант). Скорее всего, просто никто не заметит этой ошибки, а если заметит – то не вспомнит. Безусловно, есть такие люди (тоже перфекционисты, но какие-то вредные и внешне-ориентированные), которые смыслом жизни своей считают придирки и выискивание чужих ошибок, иногда даже там, где их нет. Но такие придираться будут даже к идеалам… Так что не стоит брать их во внимание (во имя и ради своей психики).
Итак, с утра… Вот же ж! Брюки не поглажены, а на блузке пятнышко. На рукаве, где никто не видит – НО ПЯТНЫШКО ЖЕ! Встаём перед зеркалом (для драматизма. Хотя можно и просто замереть на месте) и вслух перечисляем все те апокалиптические события, которые повлечёт это пятнышко. Да-да-да, все. Вплоть до мимолётного взгляда коллеги (если она, конечно, может видеть сквозь одежду…). На самом деле это пятнышко (будь оно неладно!) – это такая мелочь, которую, кроме нашей же психики, никто и не заметит. В довершение терапевтического сеанса можно смело посадить рядом с этим пятнышком ещё одно. Только в выборе средств надо повнимательнее: чтобы больше ничего не замарать и отстирать (помогает честное слово! )
Пятая «таблетка» – философская.
От товаропроизводителя «зри в корень». Смысл в том, чтобы понять, почему мы пытаемся доводить до совершенства всё, в том числе и то, что в этом не нуждается. Нет, нет – не повод «чтобы всё было на высшем уровне», а причину. Ту, что поглубже.
В основном люди стремятся стать идеальными для того, чтобы их больше любили. «Чем я лучше, тем сильнее меня любят» – очень опасное убеждение, зародившееся наверняка в детстве. Просто патологическое. И потому не имеющее права на существование. Ведь так часто идеальных, казалось бы, людей просто терпеть не могут! Так что кто любил – не разлюбит нас после наших несовершенств, а кто «разлюбит» – тот и не любил вовсе. Сложно, запутанно – но факт.
И вообще… Зачем думать о тех людях, которым нравится только наш идеальный образ? Лучше уж сэкономить на «доведении до совершенства» и это время провести с действительно любимыми и любящими, действительно близкими людьми.
Кстати, причины могут быть у каждого свои…
«Таблетка» шестая – «зёрна от плевел».
Ну кто сказал (перфекционисты не в счёт! =) ), что в том же дизайне сайта важны одинаково и «шапка» и маааааленькая пиксельная кнопочка, которую вряд ли кто-то вообще увидит? Кто сказал, что можно приравнять мысль своего рассказа и его пунктуацию (грамотность, безусловно, важный аспект – это уважение читателя, но лучше развивать в себе чувство языка и ставить все запятые сразу, чем после завершения печатания своего устного доклада тратить часы на расставление никому не нужных порой запятых)? Кто – покажите мне такого негодяя, если он существует! – посмел сравнять постройку дома и торчащий из пола вниз (!) гвоздик в подвале?!
Так вот, а веду я к тому, что ценность каких-то вещей, слов, поступков нужно различать. И обращать внимание на действительно важные элементы вместо того, чтобы тратить время на отшлифовку маловажных деталей.
Последняя «таблетка» (по порядку, но не по значению) - вспомнить всё хорошее. Основная черта перфекционистов – концентрироваться на негативе, на том, что у них (чего греха таить – у нас) НЕ получается. Меняем полярность: каждый раз, как на ум приходит подленькая мысль «а вот тут можно было и лучше…» то прогоняем её, можно даже с использованием тяжёлой артиллерии. И вместо этой мысли – чтобы вакуум заполнить – вспоминаем своё достижение. Любого размера. Или просто приятную эмоцию. Или какую-то мелочь, которая попалась на глаза по дороге домой/на работу и вызвала эмоциональный подьём. Или… Да хоть что! Любую мелочь – только положительную. Если есть возможность – всё это (что удалось навспоминать хорошего) записать в блокнот. Красивый, хороший блокнот. Можно приучить себя писать туда каждый вечер – об итогах дня. Можно даже буковки выводить каллиграфическим почерком, раз уж так захочется.
Главное – эффект: потом, когда настроение кто-то испортит (и ухитрится уйти живым из-под горячей руки…) можно будет взять блокнотик и перечитать всё-всё-всё хорошее, что когда-либо было. Это, кстати, обманный маневр для мозга: он будет всё хорошее – всё, что записано в блокноте – запоминать, а чего там нет – то забудет. Если уж настоящее глаз не радует, то такое прошлое точно заставит улыбнуться.
Народная мудрость и в этом вопросе может нам дать свои вклад, свой «аспиринчик»:
• «Лучшее – враг хорошего»
• «Бери с собой в дорогу не то, что тебе может пригодиться, а то, без чего ты не можешь обойтись»
• «Не давай больше, чем тебя просят, и не проси больше, чем тебе нужно»
По крайней мере, запомнить эти строчки следует для того, чтобы при каждой попытке сделать что-нибудь идеально повторять их, как молитву.
- МЫ были убеждены, что наилучшего результата можно (и нужно) достичь.
- МЫ были убеждены, что несовершенный результат работы неприемлем.
- МЫ были заняты постоянным самоцензурированием , и стремились к совершенству;
- МЫ предъявляли завышенные требования к окружающим;
- МЫ были убеждены в том, что всё в мире должно быть правильно;
социально
- МЫ испытывали настоятельную потребность соответствовать стандартам и ожиданиям других людей.
- МЫ стремились довести любое действие до идеала
- МЫ были скрупулёзны, и с повышенным вниманием относились к мелочам
- МЫ гнались за наилучшим результатом
- НАШИ требования и ожидания были чрезмерно завышены \ идеализированы. Ни что \ ни кто просто не мог соответствовать НАШИМ высоким стандартам , что приводило к сильному снижению удовлетворению результатами своей деятельности.
- МЫ концентрировались на допущенных ошибках,
- МЫ сомневались в качестве выполненной НАМИ работы
- МЫ переживали по поводу завышенных ожиданий к НАМ,
- МЫ были восприимчивы к критике
- у Нас присутствовал дисбаланс в оценке себя и других
- МЫ рассматривали собственную ценность в терминах достижений и продуктивности,
- МЫ говорили \ считали \ думали : «всё или ничего».
- МЫ ,пытаясь скомпенсировать свое чувство неполноценности, и по многим другим причинам, подменяли реальное представление о себе на составленный НАМИ идеал.
Имея представления о себе , как о собственном идеале, МЫ начинали жестоко критиковать себя, когда находили что-то, что противоречило этому. (Например, если, согласно НАШЕМУ представлению о себе, МЫ очень талантливы, но вдруг не можем написать стихи, когда НАМ вздумается, (или не может написать очень эмоциональные, идеальные стихи), МЫ обрушивали на себя критику в смеси с презрением к себе).
- МЫ, считая, себя идеальными, думали, что окружающие и вообще сам мир, должны относиться к НАМ соответственно.
- МЫ , будучи сверхчувствительным к критике , боялись \ старались избегать всего, что способно показать НАМ, что МЫ не соответствуем своему идеалу, что может разрушить НАШУ иллюзию о себе.
- МЫ не умели принимать себя таким, какие МЫ есть на самом деле.
- МЫ, Начиная писать реферат по далеко не самому важному предмету, надеясь быстро «надергать» текста из пары книг, в итоге , сидели над работой полночи, оттачивая каждую формулировку.
- МЫ Периодически слышали от друзей, что не умеем «халявить».
- МЫ плохо переносили , если МЫ или окружающие НАС вещи неидеальны.
- МЫ стремились к совершенству: быть лучшими, и иметь лучшее.
- У НАС были высокие амбиции, запросы и требования , в первую очередь, к самому себе.
МЫ были настоящие профессионалы своего дела.
МЫ оттачивали свое мастерство
МЫ желали постоянно развиваться, учиться, не стоять на месте.
МЫ были непримиримы к собственным и чужим недостаткам.
МЫ не давали себе права на ошибку, ругали себя за малейший промах, такие же высокие требования МЫ предъявляли и к окружающим людям.
МЫ находились в постоянном напряжении, постоянно ограничивали себя.
НАША самооценка была неустойчива.
В НАС зрел «комплекс отличника».
Эффективность НАШЕЙ деятельности при этом, наоборот, серьезно снижалась.
- МЫ углублялись в детали, тратили на них время и силы, даже если это было не нужно!!
- для НАС не существовало понятия «необходимо и достаточно».
- МЫ вместо perfect-результата , не получали его совсем или он становится уже неактуальным.
- МЫ требовали того же уровня уделять важность мелочам и от других, и получали не только напряжение, стресс и постоянное недовольство собой, но и проблемы в межличностных отношениях…
НАШ нездоровый перфекционизм мешал НАМ жить
МЫ не могли понять- в чем причины НАШЕЙ столь жесткой требовательности к самому себе и окружающим людям.
НАШИ родители дарили НАМ тепло и любовь не безусловно (просто потому, что МЫ есть), а за хорошее поведение, отличные отметки в школе и т.д.
- МЫ стремились достигать наивысших результатов, считая, что только так можем заслужить любовь и признание близких людей.
- Любая ошибка становилась для НАС трагедией , и серьезно портила настроение, снижала самооценку.
- МЫ понимали \ думали \ считали, что НАШ перфекционизм НАМ помогает. ( что НАМ удалось достичь, благодаря этому качеству, в каких сферах ).
- Желание все сделать идеально мешало, приносило массу негативных эмоций из-за малейших ошибок , и не давало расслабиться.
- МЫ перед началом каждого более-менее значимого дела проводили подготовительную работу с самим собой:
Оценивали , для чего нужна эта работа, к какому сроку, что будет зависеть от результатов ее выполнения.
Решали- сколько времени и сил готовы МЫ ей отдать, исходя из ее реальной значимости в НАШЕЙ жизни.
- МЫ прикладывали все усилия, чтобы уложиться в эти рамки, даже если для этого где-то придется пожертвовать качеством выполнения каких-то деталей работы.
- МЫ не могли пожертвовать качеством выполнения каких-то деталей ради соблюдения сроков ее выполнения.
- МЫ учились получать удовольствие от процесса любимого дела.
- МЫ гнались за результатом, не получая удовольствие от процесса, даже любимого дела. .
- МЫ спрашивали себя: в каком деле для НАС это возможно ? , и занимались им.
- МЫ целенаправленно учились наслаждаться любимым делом.
- МЫ не могли определить свое любое дело.
- МЫ хотели чем-то заняться, что Нас вдохновляло, но «знали, что нет способностей».
- НАША нервозность по поводу идеальности и совершенства не давала НАМ сдвинуться с места \ начать работу \ деятельность.
- МЫ были увлечены процессом деятельности
- МЫ не умели расслабиться, не умели отдыхать, не думая о заботах и делах.
- МЫ целенаправленно этому учились.
- МЫ узнали, что МЫ – ценность сами по себе, независимо от НАШИХ достижений, несмотря на НАШИ ошибки.
- МЫ вспоминали, что МЫ – ценность сами по себе, независимо от НАШИХ достижений, несмотря на НАШИ ошибки.
- МЫ учились любить и принимать себя любым.
- КМЫ привыкли все делать «тяп-ляп», а любимая НАША фраза – «И так сойдет «.
- МЫ делали что-то «тяп-ляп \ некачественно , халтурили , и стыдились результата.
- МЫ делали что-то качественно .
- МЫ наслаждались собственным качественным результатом.
- МЫ знали \ не знали, понимали \ не понимали критерии качества выполненной НАМИ работы, и ориентировались на них.
- НАМ был необходим контроль со стороны кого-то, для качественного выполнения работы.
- МЫ сами себе были контролером.
- МЫ учились смотреть на себя чьими-то глазами.
- МЫ ставили высокую планку, и добивались многого.
- МЫ стремились быть идеальной женой и матерью – ни пылинки в доме, идеальные обеды и ужины, идеальная внешность ,
- МЫ желали своей идеальностью вызвать восхищение и уважение ( и дома и на работе).
- МЫ сталкивались с несоответствием жизни и НАШИХ идеальных представленияй.
- МЫ были убеждены в том, что совершенствование, как собственное, так и других людей, является той целью, к которой должен стремиться человек.
- МЫ Предполагали, что искомое совершенство включает, прежде всего, добродетели, а также развитие присущих человеку талантов и дарований.
- МЫ жаждали развивать свои таланты и дарования
- МЫ искали в себе \ своих близких таланты и дарования, и находили \не находили их.
- МЫ требовали от себя \ кого-то добродетельности.
- у НАС, если МЫ не хотели чего-то делать, но были вынуждены , всё валилось из рук.
- МЫ говорили себе : «я должен это сделать».
- МЫ знали, что чего-то не хотим делать
- МЫ не допускали даже возможности отказаться от работы \ деятельности, если не хотели это делать
- МЫ доводили всё до совершенства, постоянно недовольствуясь имеющимся, доделывая, улучшая и т.д.
- МЫ из кожи вон лезли , чтобы идеально, «до мулюметра» (с) делать то, без чего и обойтись можно.
- МЫ делали дело ровно настолько, насколько оно того стоит.
- МЫ боялись оценки своей деятельности \ работы
- МЫ боялись продемонстрировать результаты своей деятельности \ работы другим \ начальству \ родителям по любой на то причине , и все и каждая на это причина.
- НАШУ работу оценивали позитивно \ негативно
- у НАС возникало чувство гонки – за идеалом .
- МЫ не могли расслабиться, выспаться.
- МЫ подавляли в себе свой страх ошибиться \ сделать что-то неидеально и т.п.
- МЫ осознали эти свои страхи. Осознали, что небольшие огрехи в работе – это не конец света, за запинку в докладе вряд ли убьют или отчислят (уволят – как вариант). Скорее всего, просто никто не заметит этой ошибки, а если заметит – то не вспомнит.
- МЫ боялись \ избегали придирчивых людей.
- МЫ сталкивались с такими людьми- к НАМ придирались \ у НАС выискивали ошибки, даже там, где их не было.
- МЫ сами и придирались, и выискивали ошибки.
- МЫ придирались к своему \ чьему-то внешнему виду , замечая малейшие детали и несоответствия идеалу.
- МЫ стремились стать идеальными для того, чтобы НАС больше любили.
«Чем я лучше, тем сильнее меня любят»
- МЫ идеальных, казалось бы, людей просто терпеть не могли!
Так что кто любил – не разлюбит НАс после наших несовершенств, а кто «разлюбит» – тот и не любил вовсе. Сложно, запутанно – но факт.
- МЫ продолжали общаться \ настаивать на общении с человеком, который не готов был принимать НАС с НАШИМИ недостатками \ особенностями \ заморочками и т.п., которым нравится только НАШ идеальный образ.
- МЫ игнорировали \ не ценили других- принимающих НАС такими как мЫ есть.
- МЫ тратили время на отшлифовку маловажных деталей вместо того, что бы обращать внимание на действительно важные элементы.
- МЫ концентрировались на негативе: на том, что у НАС НЕ получается.
- МЫ думали : «а вот тут можно было и лучше…» .
- МЫ не могли вспомнить ни чего хорошего \ позитива \ своего успеха \ ощущения счастья и т.п.
- МЫ вспоминали \ помнили свои успехи \ достижения.
- МЫ благодарили Бога за все хорошее, что с нАМи произошло за день.
- настоящее не радовало НАС
Народная мудрость и в этом вопросе может нам дать свои вклад, свой «аспиринчик»:
• «Лучшее – враг хорошего»
• «Бери с собой в дорогу не то, что тебе может пригодиться, а то, без чего ты не можешь обойтись»
• «Не давай больше, чем тебя просят, и не проси больше, чем тебе нужно»