Буддийский монашеский кодекс

  • Список

Перевод и объяснение учебных правил Патимоккхи
Сокращенный перевод А. Гунского
по книге Thanissaro Bhikkhu "Buddhist Monastic Code of Discipline"

***
О ПРАВИЛАХ ПАТИМОККХИ
Словом "патимоккха" обычно обозначается свод правил поведения буддийских монахов, установленный, согласно буддийской традиции, самим Буддой. Эти правила касались практически всех сторон монашеской жизни, согласно этим правилам функционировали все локальные буддийские монашеские общины. Этимология слова "патимоккха" (санкр. "пратимокша"smiley не совсем ясна. Согласно Махавагге 2.3.4., это означает начало, главу всех качеств. Этот термин используется не только как название свода правил монашеского поведения, но и название проповеди, в которой Будда изложил базовые принципы, общие для учения всех будд:" не делание всех видов зла, делание всех видов добра, и очищение своего собственного сердца: таково послание всех будд" (Дхаммапада, 183)
В ранние годы деятельности Будды не было нужды формулировать какие-либо дисциплинарные правила. Все монахи, следовавшие за ним, – общины монахинь тогда еще не существовало – были людьми высоких личных достижений, тех, кто преуспел в уничтожении всех или многих ментальных загрязнений. Они знали учение Будды хорошо и вели себя соответственно. В каноне говорится, как почтенный Сарипутта, один из главных учеников Будды, достаточно рано просил Будду установить Патимоккху, или свод правил. Этот свод правил мог бы обеспечить долгую жизнь учению Будды, подобно тому, как нить, связывающая вместе цветочные украшения, обеспечивает, чтобы цветы не были рассеяны ветром. Будда ответил, что время для такого свода еще не пришло, так как даже самые отсталые члены общины в то время уже имели первый опыт приближения к цели. Только когда ментальные загрязнения (асава) дадут о себе знать в общине, возникнет необходимость в правилах Патимоккхи.
Время проходило, условия, которые позволили ментальным загрязнениям проникнуть в общину, начали появляться. В Бхаддали – сутта (М. 67) Будда перечисляет пять таких условий:
"Бхаддали: "Почему это, уважаемый господин, раньше было немного правил поведения, а число монахов, утвердившихся в знании Пробуждения, было велико? И почему сейчас, когда стало много правил поведения, меньше монахов утверждается в знании Пробуждения?" (Бхаддали, который не хотел жить по дисциплинарным правилам, предполагает, что увеличение числа правил является причиной того, что меньшее число монахов достигает Пробуждения. Будда, однако, предлагает другое объяснение.)
Будда: "Так и есть, Бхаддали. Когда живые существа начали вырождаться, и истинная Дхарма начала исчезать, появилось много дисциплинарных правил, а число монахов, утвердившихся в знании Пробуждения, стало невелико. Учитель (т. е. сам Будда) не устанавливал правила поведения до тех пор, пока не возникли условия, которые способствовали подъему ментальных загрязнений в общине. Но когда возникли такие условия, Учитель установил правила поведения как средство противодействия таким условиям. .. Эти условия не возникали до тех пор, пока община не стала большой. Но когда община стала большой, создались условия, способствующие подъему ментальных загрязнений в общине. ...Когда община стала обладать большими материальными средствами, ...высоким статусом в обществе, ...большим корпусом учения (текстов), ...когда община просуществовала уже долгое время, ... тогда создались условия, способствующие подъему ментальных загрязнений в общине."
Таким образом, правила сами по себе не были причиной дегенерации общины, и условия, способствующие подъему ментальных загрязнений, не были сами по себе загрязнениями. Скорее, усложнение жизни общины предоставило для монахов возможность действовать на основе их загрязнений, и правила – хотя они не могли предотвратить любое из этих условий – должны были соответственно усложниться.
Устанавливая правила поведения, Будда обосновывал необходимость этого десятью причинами: для совершенства сангхи, для мира в сангхе, для воздержания от бесстыдства, для удобства бхикшу хорошего поведения, для подавления загрязнений, относящихся к прошлой жизни, для предупреждения загрязнений, относящихся к будущей жизни, для поднятия веры в неверующих, для возрастания верующих, для утверждения истинной дхармы и для воспитания учеников .
Эти причины распадаются на три типа. Первые два являются внешними: обеспечить мир и правильное поведение внутри собственно сангхи и воспитывать и защищать веру среди мирских последователей буддизма. Причины третьего типа являются внутренними: помочь контролю и предотвращению ментальных загрязнений внутри каждого отдельного монаха. Это последнее подразделение быстро становится главным для каждого, кто серьезно пытается соблюдать правила, так как они помогают развивать внимательность и сосредоточенность при выполнении любых действий – те качества, которые необходимы при тренировке сознания (ума).
Будда не установил весь свод правил одновременно. Напротив, он формулировал правила одно за другим, в ответ на отдельные конкретные события. В каноне сохранились все случаи, по поводу которых было сформулировано то или иное правило, и часто знание этих "историй происхождения" может помочь в понимании смысла того или иного правила. Например, история происхождения правила, запрещающего сексуально направленное ласковое поведение между монахами и женщинами, показывает, что Будда не рассматривал женщин как что-то нечистое. Наоборот, это правило происходит от случая, когда монах нежно касался жены брахмана, пришедшего посетить его жилище, и Будда хотел, чтобы женщины чувствовали себя в безопасности, приходя в монастырь, зная, что никто не будет к ним приставать. 
С течением времени число правил росло, и несколько последователей Будды, возглавляемые благочестивым Упали, собрали главные правила в законченный свод - Патимоккха-сутту – который содержал 227 правил. Патимоккха-сутта, как мы ее знаем теперь, входит в текст, называемый Сутта Вибханга. В нем представлено каждое правило, предшествующее своей историей происхождения. За ним следует разъяснение, какие изменения происходили в этом правиле (если они были), прежде чем оно было зафиксировано в окончательном виде. Правило затем анализируется по своим составным элементам, чтобы показать, как факторы усилия, предмета действия, восприятия, намерения и результата смягчают или не смягчают наказание, предписанное данным правилом. Обсуждение заканчивается списком обстоятельств, в котором данное действие не считается нарушением, несмотря на правило. 
Второстепенные правила, число которых составляло несколько сотен, были собраны в главы, распределенные по темам, называемым Кхандаками. Собственно Кхандаки также разделяются на две части: Махавагга, или Большая глава, и Чулавагга, или Меньшая глава. Историки оценивают, что Вибханга и Кхандаки приобрели свой окончательный вид не позднее 2 в. до н. э. Несколько позднее к ним была добавлена Паривара – текст, обозревающий и систематизирующий предыдущие части, и таким образом каноническая Виная-питака была завершена.

Система наказаний, примененных Буддой в своих дисциплинарных правилах, базировалась на двух принципах. Во-первых, целью буддийской практики является прежде всего развитие ума. Таким образом, факторы намерения и осознанного восприятия совершенных поступков часто определяли, является то или иное конкретное действие нарушением правил. Например, случайное убийство животного, в терминах действия ума, очень отличается от намеренного убийства, и не считается нарушением правила, запрещающего убийство животных.
Существует очень немного правил, где факторы намерения и осознанного восприятия совсем не играют роли – такие, как правило, запрещающее монахам употреблять алкоголь – но они почти всегда имеют дело с ситуациями, где ожидается, что индивид сохраняет внимательность и способность восприятия в достаточной мере, чтобы понимать, что он собирается делать, и таким образом эти правила также помогают тренировке ума. 
В любом случае, система анализа каждого нарушения в терминах усилия, предмета, осознанного восприятия, намерения и результата показывают, как твердое соблюдение правил ведет направленно к развитию концентрации и понимания. Если монах привыкает осознавать свои поступки в терминах этих факторов, он будет развивать внимательность, аналитический подход к реальности (настоящему) и настойчивость. Это первые три фактора Просветления (пробуждения), формирующие базис для трех остальных: радость, благородство, концентрация и невозмутимость духа.
Второй принцип, используемый в определенных наказаниях, базируется на впечатлениях Будды от общения с Анандой, своим главным учеником. Будда убедился, что дружелюбие и общительность чрезвычайно необходимы в религиозной жизни. Каждый, кто подходит к Дхарме серьезно, должен быть достаточно мудрым, чтобы понимать, что без возможности общения и обучения у людей, уже утвердившихся на пути, практически невозможно добиться прогресса и на своем пути. Таким образом, монахи привыкают ценить свою хорошую репутацию со стороны уважаемых членов их группы, и вся система наказаний, разработанная Буддой, построена целиком на воздействии на статус нарушителя внутри общины.

СИСТЕМА НАКАЗАНИЙ, ПРЕДУСМАТРИВАЕМАЯ ПРАВИЛАМИ ПАТИМОККХИ
Патимоккха классифицирует правила поведения по восьми разделам:
1) параджика – поражение (исключение из общины);
2) сангхадисеса – требующее начального (ади) и последующего (сеса) собрания общины;
3) анията – неопределенное (т.е. результат зависит от решения общины); 
4) ниссагия пачиттия – требующее расплаты и признания;
5) пачиттия – требующее признания;
6) патидесания – требующее признания /определенной формы/;
7) секхия – инструкции;
8) адхикарана саматха – правила рассмотрения спорных вопросов, возникающих в общине.
Не все разделы Патимоккхи связаны с определенными видами наказаний. Правила анияты дают направление для решения неопределенных случаев. Правила Секхии имеют отношение прежде всего к этикету поведения и просто утверждают, что следует вести себя определенным образом. Правила Адхикарана саматха являются скорее не правилами, а принципами, в соответствии с которыми следует решать вопросы, возникающие в общине.
Система наказаний, предусмотренная правилами , состоит из четырех главных видов, изменяющихся от окончательного и безоговорочного изгнания из сангхи до простого признания в присутствии другого монаха.
Монах, который совершил одно из четырех самых серьезных проступков, входящих в раздел параджика, автоматически считается лишенным монашеского звания, даже если об этом проступке никому не известно. Поэтому нет необходимости проводить какую-либо церемонию, связанную с лишением монашеского сана. Сам акт совершения проступка является актом исключения из монашеской общины. Монах считается исключенным из сангхи окончательно и бесповоротно, в этой жизни он не может снова вступить в общину. Эти же правила, требующие исключения из общины, действовали и в отношении монахинь. (для монахинь существовало еще четыре правила этой категории). Кроме того, из общины исключались монахини, которые вернулись к мирской жизни в качестве жен домохозяев.
Если монах нарушает одно из следующих по важности правил – правила сангхадисеса, он обязан уведомить об этом одного из монахов и просить общину по крайней мере из четырех монахов наложить на него шестидневный период наказания. Во время наказания монах лишается своего статуса и должен соблюдать ряд ограничений, главными из которых являются следующие:
– он не может жить под одной крышей с полностью посвященными монахами;
– он не может выходить за пределы монастыря без сопровождения полностью посвященных монахов;
– каждый день он должен сообщать всем монахам в монастыре, какое нарушение он совершил и какое наказание на него наложено. Если в монастыре есть пришлые монахи, он также обязан информировать их. 
После того, как срок наказания закончился, монах может просить общину по крайней мере из двадцати монахов реабилитировать его. После реабилитации он возвращается к прежнему статусу полностью посвященного монаха регулярного поведения.
Если монах какое-то время скрывал, что он нарушил одно из правил сангхадисеса, он должен соблюдать дополнительный испытательный срок такой же длительности, какой он скрывал свой проступок. Только после этого он может просить о шестидневном наказании и последующей реабилитации.
Нарушения из разряда сангхадисеса относятся к разряду тяжелых – как из-за их собственной серьезности, так и из-за того беспокойства, которое доставляет общине процедура наказания и последующей реабилитации.
Следующий тип наказаний накладывается за нарушение правил нисаггия пачиттия, что можно перевести как "требующее расплаты и признания". Каждое из правил этого раздела связано с предметом, который монах приобрел или использовал неправильным образом. Прежде чем публично признать свою ошибку, монах должен отдать этот предмет "в качестве расплаты" своему товарищу – монаху или группе монахов. После публичного признания он освобождается от проступка. В большинстве случаев, расплата является символической – после своего признания монах получает предмет назад, и только в трех случаях он отдает предмет навсегда.
Сделать признание в совершении нарушения монах может перед одним или несколькими монахами или перед всей общиной. Только нарушение правил относительно получения и использования денег, а также получения излишней чаши для сбора подаяний (НП №18,19 и 22) требует обязательного признания перед всей общиной. В этих же трех случаях неправильно полученные или использованные предметы не возврашаются монаху. В остальных же случаях после получения назад своей собственности он должен использовать ее надлежащим образом.
Нарушения этого и последующих двух типов классифицируются как легкие. Вина за совершение двух последних нарушений (паччития и патидесания) снимается через простое признание перед одним монахом или всей общиной. Различие между этими двумя разделами лишь в том, что в последнем разделе форма признания зафиксирована в самом тексте правил Патимоккхи.
Кроме того, существуют еще производные наказания, не указанные в правилах Патимоккхи, но указанные в Вибханге и в комментариях. Эти производные наказания имеют дело с двумя видами случаев:
– монах пытается совершить действие, указанное в правилах, но в силу тех или иных причин действие не достигает окончательного завершения (например, монах пытается убить какого-либо, но этот человек не умирает); 
– монах совершает действие, прямо не указанное в правилах, но подобное тому, которое указано в правилах (например, он ударяет мирянина – этот случай не указан в правилах, но там есть пункт, когда монах ударяет другого монаха).
К таким производным наказаниям относятся тхуллачия (в более серьезных случаях) и дукката ( в менее серьезных случаях). Производное наказание за неправильную речь включает также дуббхасита. Вина за совершение таких производных нарушений снимается через простое признание. 
В случае, если эти наказания не исправляют поведение нарушителя, и он повторно преступает правила, община может наложить на него дополнительные наказания. Они могут изменяться от снятия некоторых привилегий старшинства, изгнание из отдельной общины монахов или изгнания из общины как целого. Во всех случаях наказание временно, если монах понимает свои ошибки и исправляет свой образ действий, община возвращает ему прежний статус. Такое же временное изгнание из общины происходит в случае, если монах, совершивший проступок, отказывается понести наказание.
Следует отметить, что в каноне сохранилось немало свидетельств того, что отношение Будды к соблюдению правил поведения не было слишком формальным.
"Однажды Просветленный пребывал в Весали, в Великой Роще. Тогда некий монах пришел к Просветленному ... и сказал:
– Господин, уже более чем 150 правил поведения собраны для того, чтобы повторять их каждые две недели. Я не могу совершенствовать себя в соответствии с ними.
– Можешь ли ты совершенствоваться в соответствии с тремя правилами: правилом возрастающей добродетели, правилом возрастающего осознания, правилом возрастающей мудрости?
– Да, я могу ...
– Тогда совершенствуй себя в соответствии с этими тремя правилами. Когда ты будешь совершенствоваться в соответствии с этими правилами, страсть покинет тебя, ненависть покинет тебя, заблуждения покинут тебя. Когда тебя оставят страсть, ненависть и заблуждения, ты не будешь делать ничего плохого, не будешь совершать никакого зла."

Текст сутты:

РАЗДЕЛ ПАРАДЖИКА
1. Если какой-либо монах, участвующий в обучении и образе жизни монахов, без отказа от обучения, без открытого объявления о своей слабости, совершит половой акт с женщиной или с самкой животного, такой монах потерпел поражение и более не состоит в сангхе.
2. Если какой-либо монах, на манер вора, возьмет то, что ему не было дано, безразлично, в заселенной области или нет, так что правитель, схватив преступника, может подвергнуть его телесному наказанию, заключить в тюрьму или изгнать его – такой монах потерпел поражение и более не состоит в сангхе.
3. Если какой-либо монах намеренно лишит жизни человеческое существо, или наймет убийцу для него, или будет восхвалять преимущества смерти, или будет уговаривать его умереть (примерно таким образом): "Уважаемый, какая польза вам от этой жалкой, несчастной жизни? Смерть была бы лучше для вас, чем жизнь", - тогда такой монах потерпел поражение и более не состоит в сангхе.
4. Если какой-либо монах, не обладающий истинным знанием, хвастается достижением сверхнормальных человеческих состояний, говоря: "Так я знаю, так я вижу", так что, несмотря на то, будет или нет он проверен позднее, – такой монах потерпел поражение и более не состоит в сангхе.
Поводом для формулирования данного правила послужил один монах, который хвастался своими достижениями перед мирянами , рассчитывая повысить свой авторитет и получать больше подаяния.

РАЗДЕЛ САНГХАДИСЕСА (НАЧАЛЬНОЕ И ПОСЛЕДУЮЩЕЕ СОБРАНИЕ САНГХИ)
1. Намеренное испускание семени, за исключением времени сна, требует начального и последующего собрания сангхи.
2. Если какой-либо монах, поверженный желанием наслаждения, с колеблющимся разумом, прикоснется к женщине, будет держать ее руку, прядь волос, или погладит какую-либо ее конечность, – это требует начального и последующего собрания сангхи.
Первоначально это правило было сформулировано в ответ на случай с монахом, который стал приставать к замужней женщине, пришедшей в монастырь со своим мужем. Таким образом, оно должно было не только оградить нравственность монахов, но и помочь женщинам избежать приставаний со стороны монахов. 
3. Если какой-либо монах, поверженный желанием наслаждения, с колеблющимся разумом, обратится с нечистыми словами к женщине, тем способом, которым мужчины обращается к женщинам, склоняя их к совершению полового акта, – это требует начального и последующего собрания сангхи.
4. Если какой-либо монах, поверженный желанием наслаждения, с колеблющимся разумом, восхваляет в присутствии женщины служение своей чувственности, говоря: "Это, сестра, высшее служение, это служение добродетельно, прекрасно по своей природе совершить половой акт с таким последователем целомудренной жизни, как я", – это требует начального и последующего собрания сангхи.
5. Если какой-либо монах участвует в передаче намерения мужчины к женщине или женщины к мужчине, в целях женитьбы или внебрачной связи, – даже в целях однократного свидания, – это требует начального и последующего собрания сангхи.
6. Если какой-либо монах строит себе жилище на средства, собранные подаянием, не имея покровителя, он должен строить его стандартного размера. Стандарт здесь таков – 12 локтей, используя "локоть Сугаты", в длину и семь в ширину. Монахи должны быть приглашены для одобрения выбранного места. Выбранное место должно быть спокойным и иметь вокруг себя свободное пространство. Если монах построит себе жилище на свои собственные средства, не имея покровителя, на беспокойном месте или не имеющем свободного пространства вокруг себя, или не пригласит монахов одобрить выбранное место, или превысит стандартные размеры, – это требует начального и последующего собрания сангхи.
"локоть Сугаты" – примерно 25 см. 
7. Если какой-либо монах строит себе большое жилище на средства богатого покровителя, он должен пригласить монахов одобрить выбранное место. Выбранное место должно быть спокойным и иметь вокруг себя свободное пространство. Если монах построит себе большое жилище на средства богатого покровителя в беспокойном месте, или не имеющем свободного пространства вокруг себя, или не пригласит монахов одобрить выбранное место, – это требует начального и последующего собрания сангхи.
8. Если какой-либо монах, полный зависти, гнева или недовольства, необоснованно обвинит другого монаха в нарушении, требующем исключения из сангхи, думая: "Таким способом я отлучу его от монашеской жизни", независимо от того, будет или нет он проверен позднее, если обвинение необоснованно и монах признает свой гнев, это требует начального и последующего собрания сангхи.
9. Если какой-либо монах, полный зависти, гнева или недовольства, используя различные уловки, необоснованно обвинит другого монаха в нарушении, требующем исключения из сангхи, думая: "Таким способом я отлучу его от монашеской жизни", независимо от того, будет или нет он проверен позднее, если обвинение необоснованно и монах признает свой гнев, это требует начального и последующего собрания сангхи.
10. Если какой-либо монах агитирует за раскол в сангхе, или настаивает на поднятии таких спорных вопросов, которые могут привести к расколу в сангхе, тогда монахи должны предупредить его так: "Не агитируйте, уважаемый, за раскол в сангхе и не настаивайте на поднятии спорных вопросов, ведущих к расколу. Пусть уважаемый помирится с сангхой, с сангхой в согласии, свободной от диспутов, проводя совместную декламацию (Патимоккхи), пусть уважаемый живет в мире".
Если этот монах настаивает как прежде, пусть община предупредит его до трех раз. Если после этого монах изменит свой образ действий, то это хорошо; если же не оставит – это требует начального и последующего собрания сангхи.
11. Если какие-либо монахи – один, два или три – последователи того монаха-раскольника, будут говорить: "Не предупреждайте, уважаемые, этого монаха никаким способом. Он образец Дхармы, он образец Винаи. Он действует с нашего согласия и одобрения. Он знает, он учит нас, он радует нас". Тогда другие монахи должны предупредить их таким образом: "Не говорите так, уважаемые. Этот монах не образец Дхармы, не образец Винаи. Не поощряйте, уважаемые, раскол в сангхе. Пусть уважаемые помирятся с сангхой, с сангхой в согласии, свободной от диспутов, проводя совместную декламацию (Патимоккхи), пусть уважаемые живут в мире".
Если эти монахи настаивают как прежде, пусть община предупредит их до трех раз. Если после этого монахи изменят свой образ действий, то это хорошо; если же не оставят – это требует начального и последующего собрания сангхи.
Предупреждение сторонникам раскольника должно быть вынесено как можно быстрее, так как когда их станет четверо, они смогут образовать отдельную общину (в общине должно быть по крайней мере четыре монаха); а одна община не может накладывать наказание на другую общину. (Махавагга 9. 2)
12. В случае, если монах по природе упрям, – так что, будучи должным образом предупрежден монахами, он не слушает никого, возражая: "Уважаемые, не говорите мне ничего, ни хорошего, ни плохого, и я не буду говорить вам ничего, ни хорошего, ни плохого. Воздержитесь, почтенные, предупреждать меня." В этом случае монахи должны предупредить его таким образом: "Пусть уважаемый не упрямится. Пусть уважаемый выслушает мнение других монахов. Пусть уважаемый наставляет других монахов в правильном образе действий, и пусть другие монахи наставляют уважаемого в правильном образе действий. Именно так было преподано Блаженным: пусть монахи обучаются через взаимное предупреждение и взаимное оправдание".
И если после этого монах настаивает как прежде, пусть община предупредит его до трех раз. Если после этого монах изменит свой образ действий, то это хорошо; если же не оставит – это требует начального и последующего собрания сангхи.
Это правило в основном относится к монахам, которые постоянно нарушают правила Патимоккхи и не считаются с наказаниями, накладываемыми общиной (естественно, если эти нарушения не являются самыми тяжелыми, требующими автоматического исключения из сангхи). 
13. В случае, если монах живущий на содержании определенной деревни или города, является "развратителем семей", человеком неправедного поведения, чье неправедное поведение видят и обсуждают в округе, и семьи, испорченные им, также видят и обсуждают в округе, – тогда монахи должны предупредить его так: "Вы, уважаемый, являетесь "развратителем семей", человеком неправедного поведения. Ваше неправедное поведение видят и обсуждают в округе, и поведение семей, испорченных вами, также видят и обсуждают в округе. Оставьте этот монастырь, уважаемый. Довольно для Вас оставаться здесь". 
Если после этого монах будет говорить: "Эти монахи пристрастны, они действуют под влиянием предубеждений, ненависти, обмана и страха, за одно и то же нарушение они изгоняют одних монахов и не изгоняют других", тогда монахи должны возразить ему так: "Монахи не подвержены действию пристрастий, ненависти, обмана или страха. Вы, уважаемый, являетесь "развратителем семей", человеком неправедного поведения. Ваше неправедное поведение видят и обсуждают в округе, и поведение семей, испорченных вами, также видят и обсуждают в округе. Оставьте этот монастырь, уважаемый. Довольно для Вас оставаться здесь".
И если после этого монах настаивает как прежде, пусть община предупредит его до трех раз. Если после этого монах изменит свой образ действий, то это хорошо; если же не оставит – это требует начального и последующего собрания сангхи.
Под развратителем семей здесь подразумевается монах, ведущий себя с мирянами фривольно, раболепно или иным способом, унижающим достоинство монаха.

РАЗДЕЛ АНИЯТА
Этот термин буквально означает "неопределенное". Правила этого раздела не предписывают определенного наказания, но оставляют его на усмотрение общины, в зависимости от обстоятельств. В этом разделе содержится два правила.
1. Если какой-либо монах сидит в уединении вместе с женщиной, в месте, достаточно скрытом для того, чтобы совершить там половой акт, так что женщина - мирянка , достойная доверия, увидев их там, может описать этот случай как нарушение, подходящее под один из трех разделов Патимоккхи – требующее или исключения из общины, или собрания монахов, или публичного признания – и затем монах признает, что он находился в этом месте; тогда на него может быть наложено одно из трех вышеупомянутых наказаний, в зависимости от того, как он опишет этот случай или как этот случай опишет женщина-мирянка. Здесь наказание неопределенно (т. е. оно оставляется на усмотрение общины).
Под женщиной – мирянкой здесь имеется ввиду женщина-буддистка, принявшая убежище в Будде, Дхарме и Сангхе. Комментарий утверждает, что наказание следует налагать только на основании показаний самого монаха, чтобы, таким образом, наказание не было наложено на невиновного. Если же монах действительно был виновен и не понес наказания, то ему все равно не удастся избежать последствий своих поступков, которые настигнут его согласно закону кармы.
2. Если какой-либо монах находится в уединенном месте вместе с женщиной, и хотя это место недостаточно уединенно для того, чтобы совершить там половой акт, но достаточно уединенно, чтобы вести с женщиной интимные разговоры, так что женщина-мирянка, достойная доверия, увидев их там, может описать этот случай как нарушение, подходящее под один из двух разделов Патимоккхи – требующее или собрания монахов, или публичного признания – и затем монах признает, что он находился в этом месте; тогда на него может быть наложено одно из двух вышеупомянутых наказаний, в зависимости от того, как он опишет этот случай или как этот случай опишет женщина-мирянка. Здесь наказание также неопределенно (т. е. оно оставляется на усмотрение общины).
Этот случай отличается от предыдущего только характером места, в котором монах находился с женщиной. Примером здесь может служить открытый зал для собраний, или место на открытом воздухе, достаточно удаленное от посторонних, так что никто не может слышать, о чем монах разговаривает с женщиной. 

РАЗДЕЛ НИСАГГИЯ ПАЧИТТИЯ
В этом разделе содержится тридцать правил, разделенных на три главы по десять правил в каждом.
ГЛАВА ОБ ИЗГОТОВЛЕНИИ ОДЕЖДЫ
1. Когда какой-либо монах закончил изготовление одежды и его рама разрушена (его катхина-привилегия недействительна), он может держать у себя излишнюю одежду не более десяти дней. Если срок превышен, это требует расплаты и признания.
Буддийским монахам в принципе разрешалось иметь только три одеяния: нижнюю, верхнюю и "внешнюю" (что-то вроде накидки). Однако дополнительные предметы одежды разрешалось помещать под двойную собственность, такие предметы не считались излишними (см. прим. к пачиттия 59).
Васса и катхина привилегии. 
Четвертый лунный месяц сезона дождей – начиная со дня после первого полнолуния в октябре и до следующего полнолуния – назывался "сезоном одежды". Это время традиционно отводилось монахам для изготовления одежды. В ранние период существования буддийского монашества, когда большинство монахов проводило холодный и горячий сезон в странствиях и оставались на одном месте только во время сезона дождей, последний месяц этого сезона был идеальным временем для подготовки одежды к последующим странствиям. Это время также было самым подходящим временем для мирян, которые близко познакомились с монахами за время сезона дождей, проявить свое уважение и почитание к ним поднесением им одежды или ткани для изготовления одежды. 
Во время сезона одежды отменялись шесть дисциплинарных правил – нисаггия пачиттия 1, 2 и 3, пачиттия 32, 33 и 46 – как привилегия для монахов, кто соблюдал трехмесячное пребывание в одном монастыре (васса), чтобы облегчить им изготовление одежды. Также, любая одежда, пожертвованная в определенный монастырь в течение этого периода, могла быть разделена только среди монахов, которые провели в нем весь сезон дождей, и ни с каким вновь пришедшим монахом. 
Если число монахов, проведших сезон дождей в определенном монастыре, превышает пять человек, они также получают право участвовать в церемонии катхина, во время которой они принимают подарки ткани от мирян, отдают их одному из своих членов и затем всей группой делают из нее одежду до рассвета следующего дня ("катхина" означает раму, на которую натягивалась ткань во время изготовления одежды). После принятия участия в такой церемонии монахи, участвующие в ней, получали право на вышеуказанные привилегии еще на четыре месяца. 
2. Когда монах закончил изготовление одежды и его рама разрушена (его катхина-привилегия недействительна); если после этого он живет отдельно от любой из своих трех одежд хотя бы одну ночь, – если это не утверждено монахами, – это требует признания и расплаты.
3. Когда монах закончил изготовление одежды и его катхина-привилегия не действительна, если после этого ему преподносят кусок ткани, он может принять его, если желает. Приняв его, он должен немедленно изготовить из него предмет одежды. Если ткани недостаточно, он может хранить ее не более месяца, надеясь восполнить недостаток. Если этот срок превышен, это требует расплаты и признания.
4. Если какой-либо монах использует одежду, выстиранную, окрашенную или вычищенную монахиней, не родственной ему, это требует расплаты и признания.
5. Если какой-либо монах принимает одежду или ткань от монахини, не родственной ему, – за исключением случаев обмена, – это требует расплаты и признания.
6. Если какой-либо монах выпрашивает одежду у мужчины или женщины - домохозяев, не родственных ему, за исключением надлежащих случаев, это требует расплаты и признания. Надлежащие случаи здесь таковы: одежда монаха украдена или сильно повреждена. Таковы надлежащие случаи здесь.
7. Если неродственные монаху мужчина или женщина – домохозяева преподносят ему много кусков ткани, он может взять не больше, чем надо на верхнюю и нижнюю одежду. Если он примет больше, это требует расплаты и признания.
8. В случае, если мужчина или женщина – домохозяева приготовили определенную сумму денег для неродственного им монаха, думая: "Купив одежду на эти деньги, я обеспечу такого-то монаха одеждой"; и если монах, определенно не приглашенный для этой цели, придет к домохозяину и будет делать намеки относительно одежды, говоря: "Это было бы в самом деле хорошо, если бы вы обеспечили меня одеждой такого и такого образца", – из желания получить что-нибудь красивое, – тогда этот предмет одежды требует расплаты и признания.
9. В случае, если два домохозяина – мужчины или женщины – приготовят две отдельные денежные суммы для неродственного им монаха, думая: "Купив отдельные предметы одежды на эти отдельные денежные суммы, мы обеспечим такого-то монаха одеждой"; и если монах, определенно не приглашенный для этой цели, придет к ним и будет делать намеки относительно одежды, говоря: "Это было бы в самом деле хорошо, если бы вы обеспечили меня одеждой такого и такого образца на эти денежные суммы, сложив их вместе для покупки одной одежды", – из желания получить что-нибудь красивое, – тогда этот предмет одежды требует расплаты и признания.
10. В случае, если царь, царский министр, брахман или домохозяин пошлет денежный взнос для какого-либо монаха через посланника, сказав: "Купив одежду на эту сумму, обеспечь такого-то монаха одеждой"; и когда посланник, прибыв к монаху, сообщит ему: "Эта денежная сумма была послана для пользы уважаемого. Пусть уважаемый примет эти деньги", тогда монах должен ответить так: "Мы не принимаем деньги, мой друг. Мы принимаем одежду (или ткань), соответствующую определенному сезону".
Если посланник скажет монаху: "Имеет ли уважаемый монах помощника?", – тогда монах, если он желает одежду, может указать на помощника – монастырского служащего или мирянина, сказав: "Вот это, мой друг, помощник монаха." Если посланник, проинструктированный помощником, подойдет к монаху и скажет: "Я получил инструкции от помощника, на которого вы указали. Пусть уважаемый пойдет к нему, и он обеспечит вас одеждой в соответствии с сезоном"; после этого монах, придя к помощнику, может напомнить ему один, два или три раза: "Я нуждаюсь в одежде". Если после этого помощник обеспечит его одеждой, то это хорошо. Если же не обеспечит, тогда монаху следует четвертый, пятый или шестой раз стоять около него молча. Если помощник после этого обеспечит его одеждой, то это хорошо. Если же он обеспечит монаха только после дальнейших просьб, тогда это требует расплаты и признания.
Если же помощник не обеспечит монаха одеждой после должной процедуры, тогда монах должен пойти туда, откуда были посланы деньги, или послать посланника, сказав: "Те деньги, что вы, уважаемый, послали такому-то монаху, не принесли ему пользы. Возьмите назад то, что принадлежит вам. Пусть то, что принадлежит вам, не будет потеряно". Такова надлежащая процедура в этом случае.
ГЛАВА О ШЕЛКЕ
11. Если какой-либо монах имеет коврик, сделанный из смешанной нити, содержащей шелк, это требует расплаты и признания.
12. Если какой-либо монах имеет коврик, сделанный из чистой черной шерсти, это требует расплаты и признания.
13. Когда монах делает новый коврик, он должен быть сделан из двух частей чистой черной шерсти, одной части белой и одной части коричневой. Если монах изготовит или приобретет коврик, сделанный из шерсти в других пропорциях, это требует расплаты и признания.
14. Когда новый коврик изготовлен монахом, он должен служить по меньшей мере шесть лет. Если менее чем через шесть лет монах приобретет новый коврик, независимо от того, сохранил он старый или нет, тогда – если это не было утверждено монахами – это требует расплаты и признания.
15. Когда монах изготавливает новый коврик для сидения, в него должен быть включен кусок старого коврика размером "локоть Сугаты" с каждой стороны. Если монах изготовит новый коврик, не включив в него кусок старого, это требует расплаты и признания.
16. Если шерсть преподнесена монаху во время странствия, он может принять ее, если желает. Приняв ее, он может нести ее сам, без чужой помощи, на расстояние не более чем три лиги (48 км.). Если он несет ее дальше, даже без чужой помощи, это требует расплаты и признания.
17. Если какой-либо монах имеет шерсть, промытую, окрашенную или спряденную для него монахиней, не родственной ему, это требует расплаты и признания.
18. Если какой-либо монах принимает золото или серебро, или имеет его у себя, или соглашается, чтобы оно было положено рядом с ним, это требует расплаты и признания.
19. Если какой-либо монах участвует в различных видах денежного обмена, это требует расплаты и признания.
20. Если монах участвует в различных видах торговли, это требует расплаты и признания.
ГЛАВА О ЧАШЕ
21. Излишняя чаша для сбора подаяния может находиться у монаха не более 10 суток, в ином случае это требует расплаты и признания.
22. Если какой-либо монах, имея чашу для сбора подаяния, вынесшую менее чем пять починок, просит новую чашу, это требует расплаты и признания.
Чаша должна быть отдана в расплату сопровождающим его монахам. Эти монахи должны вернуть ему старую чашу, сказав: "Вот, монах, ваша старая чаша. Держите ее у себя до тех пор, пока она не разобъется. Такова надлежащая процедура в данном случае.
23. Существует пять средств, поддерживающих силы: гхи, "масло из плоти", масло, мед и сахар (патока). Эти средства могут быть приняты больным монахом. После принятия он может держать их в запасе не более семи дней, в ином случае это требует расплаты и признания.
24. Когда месяц остался до окончания горячего сезона, монах может заботится об одежде для купания в сезон дождей. Когда до конца горячего сезона осталось две недели, эта одежда может использоваться. Если монах приобретет одежду для купания в сезон дождей ранее, чем за месяц до окончания горячего сезона, или использует такую одежду ранее чем за две недели до окончания горячего сезона, это требует расплаты и признания.
25. Если какой-либо монах, собственноручно отдав предмет одежды или ткань другому монаху, затем, будучи разгневанным и недовольным, будет отнимать – или отнимет – ее назад, это требует расплаты и признания.
26. Если какой-либо монах, приобретя пряденную нить, отдаст ее ткачам для изготовления полотна (ткани), это требует расплаты и признания.
Здесь имеется в виду, что либо нить приобретена недолжным образом, либо ткачи недолжным образом принуждены к работе
27. В случае, если у мужчины или женщины – домохозяев есть ткачи, которые делают для них полотно, и если монах, определенно не приглашенный для этой цели, придет к ткачам и будет давать им указания относительно ткани, говоря: "Эта ткань, друзья, должна быть соткана для моей пользы. Сделайте ее длинной, сделайте ее широкой, сотките ее ровно, плотно, и, возможно, я вознагражу вас за это каким-нибудь небольшим подарком", – и если впоследствии монах вознаградит их каким-либо небольшим подарком, пусть даже пищей, собранной подаянием, эта ткань требует расплаты и признания.
28. За десять дней до полной луны третьего месяца Каттика в октябре, если одежда "настойчиво" преподнесена монаху, он может принять ее, если считает, что она преподнесена "настойчиво". Если он принял ее, он может держать ее на протяжении всего сезона одежды. После этого срока, она (эта одежда) требует расплаты и признания.
29. Существуют жилища в удаленных местах, которые считаются опасными и рискованными. Монах, живущий в таком жилище после полнолуния четвертого месяца Каттика, может держать одну из трех своих монашеских одежд в деревне, если он так хочет. Если он по другим причинам живет отдельно от любой из своих трех одежд, он может делать так не более шести ночей подряд, в ином случае – если это не утверждено монахами – это требует расплаты и признания.
30. Если какой-либо монах намеренно обращает на себя подношения, которые предназначались сангхе, это требует расплаты и признания.

РАЗДЕЛ ПАЧИТТИЯ
ГЛАВА О ЛЖИ
1. Намеренная ложь требует признания
2. Оскорбление требует признания
3. Распространение завистливых слухов среди монахов требует признания.
4. Если какой-либо монах декламирует с мирянином Дхамму строка за строкой, это требует признания.
5. Если какой-либо монах спит в одном помещении с мирянином более чем две или три ночи подряд, это требует признания.
6. Если какой-либо монах отдыхает в одном помещении с женщиной, это требует признания.
7. Если какой-либо монах произносит женщине более чем пять или шесть строк из Дхаммы – если при этом не присутствует знающий мужчина – это требует признания.
8. Если какой-либо монах сообщает мирянину о действительном достижении сверхнормальных человеческих состояний, такой поступок требует признания.
9. Если какой-либо монах сообщит мирянину о серъезном нарушении, совершенном другим монахом, – если это не было утверждено монахами, – такой поступок требует признания.
10. Если какой-либо монах копает или вскопал почву – такой поступок требует признания.
Обычно это объясняется тем, что монах во время вскопки земли может убить живые существа, живущие в почве, но, видимо, во времена Будды и сама земля рассматривалась как живое существо. 
ГЛАВА О ЖИВЫХ РАСТЕНИЯХ
11. Нанесение вреда живому растению требует признания.
12. Уклончивая речь и необщительность требует признания.
Здесь имеется в виду поведение монаха во время формального разбирательства в сангхе, когда тот отказывается отвечать на вопросы или отвечает не по существу вопроса. 
13. Клевета или выражение недовольства действиями должностного лица общины требует признания.
14. Если какой-либо монах сидел на кровати, скамье, тюфяке или табуретке, принадлежащей общине, на открытом месте, и затем ушел, не убрав их в надлежащее место, такой поступок требует признания.
15. Если какой-либо монах выставляет или побуждает выставить принадлежности для сна в помещении, принадлежащем общине, и затем уходит, не убрав их в надлежащее место, такой поступок требует признания.
16. Если какой-либо монах сознательно лег в принадлежащем общине жилище, чтобы посягнуть на место монаха, прибывшего ранее, с расчетом на то, что "тот, кого это будет стеснять, уйдет", – причем сделал это именно по этой, и ни по какой другой причине, – такой поступок требует признания.
17. Если какой-либо монах, рассерженный и недовольный, выгоняет или вызывает изгнание другого монаха из жилища, принадлежащего общине, такой поступок требует признания.
18. Если какой-либо монах сидит или лежит на кровати или скамье с отдельными ножками, на ненастеленном чердаке жилища, принадлежащего общине, такой поступок требует признания.
19. Когда монах строит для себя большое жилище, он может положить два или три слоя штукатурки вокруг оконной рамы и также усилить площадь вокруг дверной рамы на ширину дверного проема. Если он применил большее количество штукатурки, такой поступок требует признания.
20. Если какой-либо монах сознательно льет или вылил воду, содержащую живые существа, на траву или глину, такой поступок требует признания.
ГЛАВА О ПОУЧЕНИИ
21. Если какой-либо монах, специально не утвержденный общиной для этой цели, поучает монахинь, такой поступок требует признания.
22. Если какой-либо монах, даже утвержденный общиной для этой цели, поучает монахинь после захода солнца, такой поступок требует признания.
23. Если какой-либо монах, придя в жилище монахини, поучает ее – за исключением надлежащего случая – такой поступок требует признания. Надлежащий случай здесь таков: монахиня больна. Таков надлежащий случай здесь.
24. Если какой-либо монах утверждает, что монахи поучают монахинь для своей собственной выгоды, такой поступок требует признания.
25. Если какой-либо монах дает монахине, не родственной ему, ткань для одежды, за исключением случая обмена, такой поступок требует признания.
26. Если какой-либо монах изготавливает или изготовил одежду для монахини, не родственной ему, такой поступок требует признания.
27. Если какой-либо монах, по договоренности, путешествует вместе с монахиней, даже на расстояние от одной деревни до другой, за исключением надлежащих случаев, такой поступок требует признания. Надлежащий случай здесь таков: эта дорога считается опасной и рискованной и по ней следует путешествовать караваном. Таков надлежащий случай здесь.
28. Если какой-либо монах, по договоренности, плывет в одной лодке с монахиней вверх или вниз по реке, за исключением случая переправы на другой берег, такой поступок требует признания.
29. Если какой-либо монах сознательно ест пищу, выпрошенную для него монахиней, за исключением случая, когда домохозяева заранее предназначали пищу для него (т. е. до ее просьбы), такой поступок требует признания.
30. Если какой-либо монах сидит с монахиней в уединенном месте, такой поступок требует признания.
ГЛАВА О ПИЩЕ
31. Монах, который не болен, может есть не более одного раза подряд в общественном центре раздачи подаяния, в ином случае такой поступок требует признания.
32. Групповое принятие пищи, за исключением надлежащих случаев, требует признания. Надлежащие случаи здесь таковы: время болезни, время даяния одежды, время изготовления одежды, время нахождения в странствии, время путешествия на лодке, экстраординарные случаи. Таковы надлежащие случаи здесь.
Это правило было сформулировано во время попытки Девадатты расколоть буддийскую общину, когда он сколачивал вокруг себя отдельную группировку монахов и старался не отпускать их от себя.
33. Если какой-либо монах получил приглашение на обед, в этом случае принятие пищи в другом месте, до назначенного срока, за исключением надлежащих случаев, требует признания. Надлежащие случаи здесь таковы: время болезни, время даяния одежды, время изготовления одежды. Таковы надлежащие случаи здесь.
34. В случае, если монаха, пришедшего в семью домохозяина, угощают выпечкой и другой приготовленной пищей, он может принять две или три чаши, если пожелает. Если он примет большее количество пищи, такой поступок требует признания. Приняв две или три чаши и забрав их оттуда, он должен разделить их среди монахов. Такова надлежащая процедура здесь.
35. Если какой-либо монах, поев и отказавшись от дальнейшего угощения, затем будет есть в другом месте, такой поступок требует признания.
36. Если какой-либо монах, сознательно желая, чтобы другой монах совершил ошибку, преподносит пищу этому (второму) монаху, после того как он поел и отказался от дальнейшего угощения, говоря: "Вот, монах, попробуй вот этого", и если это будет съедено, тогда такой поступок требует признания.
37. Если какой-либо монах ест основную или неосновную пищу в неположенное время, такой поступок требует признания.
38. Если какой-либо монах ест запасенную основную или неосновную пищу, такой поступок требует признания.
39. Существуют улучшенные виды пищи, такие как гхи, "масло из плоти", масло, мед, патока (сахар), рыба, мясо, молоко и творог. Если какой-либо монах, не будучи больным, выпрашивает для себя такие улучшенные виды пищи, а затем ест их, такой поступок требует признания.
40. Если какой-либо монах положит себе в рот что-нибудь съедобное, которое не было ему дано, за исключением воды и палочек для очистки зубов, такой поступок требует признания.
Здесь имеются в виду особого рода палочки, до сих пор применяемые в Индии. 
ГЛАВА ОБ ОБНАЖЕННЫХ АСКЕТАХ
41. Если какой-либо монах дает основную или неосновную пищу обнаженному аскету своей собственной рукой – такой поступок требует признания.
42. Если какой-либо монах говорит другому монаху: "Пойдем, мой друг, в ту или иную деревню для сбора подаяния", и затем, независимо от того, получил он подаяние или нет, начнет прогонять другого монаха, говоря: "Уходи, мой друг. Я не хочу сидеть или разговаривать с тобой. Я предпочитаю сидеть или разговаривать в одиночку"; и если он поступает так по этой причине, а не по какой другой, тогда такой поступок требует признания.
43. Если какой-либо монах сидит, вторгнувшись в семью "во время еды", такой поступок требует признания.
Вибханга поясняет, что "во время еды" здесь означает мужчину и женщину в интимной обстановке, намеревающихся совершить половой акт
44. Если какой-нибудь монах сидит вместе с женщиной в уединенном, укрытом от посторонних глаз и ушей месте, то такой поступок требует признания.
45. Если какой-нибудь монах сидит вместе с женщиной в уединенном, но не скрытом, месте, то такой поступок требует признания.
В отличие от предыдущего случая здесь имеется в виду место, не подходящее для совершения полового акта, но подходящее для интимной беседы
46. Если какой-либо монах , будучи приглашенным на обед и не взяв "оставления" у другого монаха, находящегося в монастыре, приходит в пригласившую его семью до или после времени обеда, за исключением надлежащих случаев, то такой поступок требует признания. Надлежащие случаи здесь таковы: время даяния одежды, время изготовления одежды. Таковы надлежащие случаи здесь. 
Не взяв "оставления" – т. е. попросту не сообщив об этом другому монаху. Целью данного правила было в какой-то степени предотвратить постоянное пребывание монахов в домах у мирян и проведение времени за пустыми разговорами. 
47. Монах, не будучи больным, может принять (или использовать) четырехмесячное приглашение попросить что-либо из необходимых монашеских предметов. Если он примет (или использует) приглашение по истечении четырехмесячного срока – если это приглашение не было возобновлено или не является постоянным, – тогда такой поступок требует признания.
48. Если какой-либо монах, без необходимой причины, идет посмотреть на армию во время боевых или учебных действий, то такой поступок требует признания.
49. Если существуют те или иные причины для нахождения монаха в армии, он может оставаться там не более двух или трех дней подряд; в ином случае это требует признания.
50. Если монах, остающийся в армии на две или три ночи, пойдет на поле сражения, на сбор войск, к войску, построенному в боевые порядки, или пойдет смотреть на сражающиеся войска, то такой поступок требует признания.
ГЛАВА ОБ АЛКОГОЛЬНЫХ НАПИТКАХ
51. Питье алкоголя или перебродившего сока требует признания.
Под алкоголем здесь понимаются в основном алкогольные напитки из зерна, типа водки или пива, а под соком – напитки из фруктов, меда и т. д.
52. Щекотание с помощью пальцев требует признания.
53. Игры в воде требуют признания.
54. Неуважение требует признания.
55. Если какой-либо монах пытается испугать другого монаха, то такой поступок требует признания.
56. Если какой-либо монах ищет тепла для себя и разжигает или разжег огонь, тогда – если на это нет особых причин – такой поступок требует признания.
57. Если какой-либо монах купается с интервалом менее чем в две недели, за исключением надлежащих случаев, то такой поступок требует признания. Надлежащие случаи здесь таковы: последние полтора месяца горячего сезона, первый месяц сезона дождей, два с половиной месяца жары, время лихорадки, время болезни, время работы, время нахождения в странствии, время ветра или дождя. Таковы надлежащие случаи здесь.
58. Когда монах принял новую одежду, она должна быть помечена одним из трех цветов: зеленым, коричневым или черным. Если монах использует новую одежду, не пометив ее этими цветами, то такой поступок требует признания.
59. Если какой-либо монах, поместив ткань или предмет одежды под двойное владение с другим монахом, монахиней, послушником или послушницей, затем использует его без отмены двойного владения, то такой поступок требует признания.
Так как монахи могли иметь только три предмета одежды, то для сохранения излишних предметов в монашеских общинах применялось так называемое "двойное владение". При этом монах формально разделял право собственности на такой предмет одежды с другим монахом, монахиней или послушником. Такой предмет не считался излишним предметом одежды и мог храниться неограниченно долго, однако перед использованием такого предмета двойное владение следовало отменить.
60. Если какой-либо монах прячет или спрятал чашу, одежду, футляр для иголок или пояс другого монаха – хотя бы в виде шутки – то такой поступок требует признания.
ГЛАВА О ЖИВОТНЫХ
61. Если какой-либо монах сознательно лишает жизни животное, то такой поступок требует признания.
62. Если какой-либо монах сознательно использует воду, содержащую живые существа, то такой поступок требует признания.
63. Если какой-либо монах намеренно агитирует за возобновление спорных вопросов, которые ранее уже были правильно улажены, то такой поступок требует признания.
64. Если какой-либо монах намеренно скрывает серъезное нарушение другого монаха, то такой поступок требует признания.
65. Если какой-либо монах намеренно дает полное посвящение человеку моложе двадцати лет, то такой человек не считается посвященным, а монах заслуживает порицания, кроме того, такой поступок требует признания.
66. Если какой-либо монах сознательно и по договоренности путешествует вместе с караваном воров, хотя бы на расстояние от одной деревни до другой, то такой поступок требует признания.
67. Если какой-либо монах сознательно и по договоренности путешествует вместе с женщиной, хотя бы на расстояние от одной деревни до другой, то такой поступок требует признания.
68. Если какой-либо монах говорит следующее: "Насколько я понимаю Дхамму, преподанную Блаженным, те действия, которые Блаженный назвал препятствиями, на самом деле не являются истинными препятствиями", тогда монахи должны предупредить его: "Не говорите так, уважаемый. Не искажайте слов Блаженного, нет ничего хорошего в искажении слов Блаженного. Блаженный не говорил ничего подобного этому. Многими способами Блаженный описал действия, которые являются препятствиями, и они действительно являются препятствиями".
И если монах, так предупрежденный монахами, настаивает на своем, тогда его следует предупредить до трех раз. Если после этого он оставит свои взгляды, то это хорошо, в ином случае такой поступок требует признания.
69. Если какой-либо монах соглашается, вступает в сообщество или отдыхает в одном жилище с монахом, исповедующем такие взгляды, не живущем согласно правилам Патимоккхи, то такие действия требуют признания.
70. И если какой-либо послушник будет говорить следующее: "Насколько я понимаю Дхамму, преподанную Блаженным, те действия, которые Блаженный назвал препятствиями, на самом деле не являются истинными препятствиями", тогда монахи должны сказать ему так: "С этого самого дня, друг послушник, более не говори о Блаженном как о своем учителе, ни даже не старайся провести две или три ночи вместе с монахами. Уходи от нас! Прочь с наших глаз!"
И если какой-либо монах сознательно поддерживает, принимает службу, соглашается или отдыхает в одном жилище с таким послушником, то такие действия требуют признания.
ГЛАВА О СЛЕДОВАНИИ ПРАВИЛАМ
71. Если какой-либо, предупрежденный монахами в соответствии в правилами, говорит: "Друзья, я не буду вести себя в соответствии с этим правилом, до тех пор пока я не расспрошу об этом правиле другого монаха, опытного и обученного в дисциплине", то такой поступок требует признания.
Монахи, правила поведения следует понимать, о них следует расспрашивать, о них следует размышлять. Таково надлежащее поведение здесь.
72. Если какой-либо монах, во время декламации правил Патимоккхи, говорит: "Зачем эти меньшие и второстепенные правила поведения, когда они ведут только к беспокойству, озабоченности и замешательству?" – критицизм в отношении правил требует признания.
73. Если какой-либо монах, во время декламации правил Патимоккхи каждые две недели, говорит: "Только сейчас я услышал, что этот случай включен в правила Патимоккхи, передается в Патимоккхе, упоминается в декламации каждые две недели", и если другие монахи знают: "Этот монах уже слышал две или три декламации правил Патимоккхи, если не больше", в этом случае для монаха незнание не может служить оправданием. Какое бы нарушение он не совершил, с ним следует поступить согласно правилам. Кроме того, этот обман заслуживает порицания: "Это недостойно вас, это неправильно, что во время декламации Патимоккхи вы не уделяли правилам достаточного внимания". Такой поступок требует признания.
74. Если какой-либо монах, рассерженный и недовольный, ударил другого монаха, такой поступок требует признания.
75. Если какой-либо монах, рассерженный и недовольный, поднял руку на другого монаха, то такой поступок требует признания.
76. Если какой-либо монах необоснованно обвиняет другого монаха в совершении нарушения, требующего начального и последующего собрания сангхи, то такой поступок требует признания.
77. Если какой-либо монах сознательно вызывает беспокойство у другого монаха, думая: "Таким способом, пусть даже на момент, он будет лишен спокойствия", - если он поступает так по этой причине и не по какой другой – то такой поступок требует признания.
78. Если какой-либо монах подслушивает других монахов в то время как они спорят, ссорятся или обсуждают что-либо, думая: "Таким образом я выведаю, что они говорят", – если он поступает так по этой причине и не по какой другой, – то такой поступок требует признания.
79. Если какой-либо монах, выразив согласие, чтобы за него по доверенности проголосовали во время вынесения формального акта общины, позднее жалуется на этот акт, то такой поступок требует признания.
80. Если какой-либо монах, во время вынесения формального акта общины, встает со своего места и уходит, не выразив своего согласия, то такой поступок требует признания.
81. Если какой-либо монах, действуя как часть общины в согласии во время выдачи одежды отдельному монаху, позднее жалуется: "Монахи распределяют имущество общины несправедливо", то такой поступок требует признания.
82. Если какой-либо монах сознательно выпрашивает себе подношения, которые предназначались общине, то такой поступок требует признания.
ГЛАВА О СОКРОВИЩЕ
83. Если какой-либо монах, громко не объявив о себе, пересекает освященный порог спальни благородного правителя, в которой правитель находится со своим сокровищем (т. е. с супругой), то такой поступок требует признания.
84. Если какой-либо монах подбирает или подобрал драгоценность или то, что считается драгоценностью, за исключением территории монастыря или жилища, то такой поступок требует признания. Однако если монах подбирает или подобрал драгоценность или то, что считается драгоценностью, на территории монастыря или жилища, он должен сохранить это, думая: "Кому бы это ни принадлежало, он придет и заберет это". Таково надлежащее поведение здесь.
85. Если какой-либо монах, не взяв оставления у другого монаха, входит в деревню в неположенное время– если на это нет чрезвычайных обстоятельств, – то такой поступок требует признания.
86. Если какой-либо монах имеет футляр для иголок, сделанный из слоновой кости, кости или рога, то такой поступок требует признания, а футляр должен быть разбит.
87. Когда монах делает новую кровать или скамью, ножки у нее должны быть не более восьми пальцев в длину – используя "палец Сугаты", – считая от нижнего края каркаса. Излишек должен быть отрезан, а нарушение признано.
88. Если какой-либо монах имеет обитую кровать или скамью, то обивка должна быть снята, а нарушение признано.
89. Когда какой-либо монах делает подстилку для сидения, она должна иметь стандартный размер. Стандарт здесь таков – два "локтя Сугаты" в длину, полтора в ширину, кайма в один локоть. Если имеется избыток, он должен быть отрезан, а нарушение признано.
90. Когда какой-либо монах изготавливает ткань, которой оборачивают тело во время болезни, она должна иметь стандартный размер. Стандарт здесь таков: четыре "локтя Сугаты" в длину, два локтя в ширину. Если имеется избыток, он должен быть отрезан, а нарушение признано. 
91. Когда какой-либо монах делает одежду для купания под дождем, она должна иметь стандартный размер. Стандарт здесь таков: шесть "локтей Сугаты" в длину, два с половиной в ширину. Если имеется избыток, он должен быть отрезан, а нарушение признано. 
92. Если какой-либо монах имеет одежду, по размеру равную или большую, чем одежда Сугаты, избыток должен быть отрезан, а нарушение признано. Размер одежды Сугаты здесь таков: девять "локтей Сугаты" в длину, шесть "локтей Сугаты" в ширину. Таков здесь размер одежды Сугаты.
"локоть Сугаты" – около 25 см. Это правило относится к верхней одежде. 

РАЗДЕЛ ПАТИДЕСАНИЯ
1. Если какой-либо монах ест основную или неосновную пищу, принятую им от не родственной монахини в заселенной местности, он должен признать это так: "Друзья, я совершил недостойное действие, которое должно быть признано. Я признаю это."
2. В случае, когда монахи приглашены в семейный дом на трапезу, и при этом монахиня, находящаяся там, говорит: "Дайте соус сюда, дайте рис сюда", тогда монахи должны отослать ее: "Уходи отсюда, сестра, пока монахи принимают пищу". Если ни один из монахов не отошлет ее, сказав: "Уходи отсюда, сестра, пока монахи принимают пищу", тогда монахи должны признать это так: "Друзья, мы совершили недостойное действие, которое должно быть признано. Мы признаем это".
3. Существуют семьи, определенные как "находящиеся в тренировке". Если какой-либо монах, не будучи больным, определенно не приглашенный в такую семью, ест там основную или неосновную пищу, он должен признать это так: "Друзья, я совершил недостойное действие, которое должно быть признано. Я признаю это".
Термин "находящиеся в тренировке" обычно относился к людям, достигшим хотя бы первой ступени на пути к нирване ("вхождение в поток"smiley, но еще не достигшими архатства. В данном же случае этот термин относится к тем семьям мирян, чья вера была столь крепка и подношения монахам столь велики, что они послужили причиной обеднения семьи. В этих случаях община могла провозгласить их как "находящиеся в тренировке" и тем самым оградить их от монахов, которые могли оскорбить их великодушие. 
4. Существуют жилища в удаленных местах, которые считаются опасными и рискованными. Если какой-либо монах, не будучи больным, ест необъявленную пищу, принятую им собственноручно в таком жилище, тогда он должен признать это так: "Друзья, я совершил недостойное действие, которое должно быть признано. Я признаю это."

РАЗДЕЛ СЕКХИЯ
26 ПРАВИЛ ОТНОСИТЕЛЬНО НАДЛЕЖАЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ
1-2. Я буду носить нижнюю /верхнюю/ одежду, обернутую вокруг тела: это правило должно соблюдаться.
Здесь имеется в виду определенный способ ношения монашеской одежды.
3-4. Я буду ходить /сидеть/ хорошо одетым в людном месте: это правило должно соблюдаться.
5-6. Я буду ходить /сидеть/ строго воздержанным в людном месте: это правило должно соблюдаться.
7-8. Я буду ходить /сидеть/ в людном месте с глазами, опущенными вниз: это правило должно соблюдаться.
9-10. Я не буду ходить /сидеть/ в людном месте с одеждой, подтянутой вверх: это правило должно соблюдаться.
11-12. Я не буду ходить /сидеть/ в людном месте, громко смеясь: это правило должно соблюдаться.
13-14. Я не буду ходить /сидеть/ в людном месте, громко разговаривая: это правило должно соблюдаться.
15-16. Я не буду ходить /сидеть/ в людном месте с наклоненным телом: это правило должно соблюдаться.
17-18. Я не буду ходить /сидеть/ в людном месте, размахивая руками: это правило должно соблюдаться.
19-20. Я не буду ходить /сидеть/ в людном месте, размахивая головой: это правило должно соблюдаться.
21-22. Я не буду ходить /сидеть/ в людном месте с руками, положенными на бедра: это правило должно соблюдаться.
23-24. Я не буду ходить /сидеть/ в людном месте с покрытой головой : это правило должно соблюдаться.
25. Я не буду ходить в людном месте на цыпочках или на коленях: это правило должно соблюдаться.
26. Я не буду сидеть в людном месте, обхватив руками колени: это правило должно соблюдаться.
30 ПРАВИЛ ОТНОСИТЕЛЬНО ПИЩИ
27. Я буду принимать пищу от подающего с благодарностью: это правило должно соблюдаться.
28. Я буду принимать пищу от подающего с вниманием, сконцентрированным на чаше: это правило должно соблюдаться.
29. Я буду принимать пищу от подающего с приправой курри в надлежащей пропорции: это правило должно соблюдаться.
30. Я буду принимать пищу от подающего вровень с краем чаши: это правило должно соблюдаться.
31. Я буду есть поданную пищу с благодарностью: это правило должно соблюдаться.
32. Я буду есть поданную пищу с вниманием, сконцентрированным на чаше: это правило должно соблюдаться.
33. Я буду есть поданную пищу методично (т.е. не ковыряясь в чашке): это правило должно соблюдаться.
34. Я буду есть поданную пищу с приправой курри в соответствующей пропорции: это правило должно соблюдаться.
35. Я не буду есть поданную пищу кусками, выбранными из кучи: это правило должно соблюдаться.
36. Я не буду прятать приправу курри под рис из желания получить больше: это правило должно соблюдаться.
37. Не будучи больным, я не буду есть рис или приправу курри, которые я выпросил для себя: это правило должно соблюдаться.
38. Я не буду заглядывать в чужую чашку, желая найти нарушение: это правило должно соблюдаться.
39. Я не буду есть чрезмерно большими кусками: это правило должно соблюдаться.
40. Я буду делать круглые куски пищи: это правило должно соблюдаться.
Во времена Будды пищу ели руками, формируя из нее отдельные куски. 
41. Я не буду открывать рот, не проглотив пищу: это правило должно соблюдаться.
42. Я не буду засовывать всю руку в рот во время еды: это правило должно соблюдаться.
43. Я не буду разговаривать с набитым ртом: это правило должно соблюдаться.
44. Я не буду есть, отламывая кусочки пищи от уже взятого куска пищи: это правило должно соблюдаться.
45. Я не буду есть, обгрызая кусок пищи: это правило должно соблюдаться.
46. Я не буду есть, набивая пищу за щеки: это правило должно соблюдаться.
47. Я не буду есть, встряхивая пищу: это правило должно соблюдаться.
48. Я не буду есть, разбрасывая рис вокруг себя: это правило должно соблюдаться.
49. Я не буду есть, высовывая наружу язык: это правило должно соблюдаться.
50. Я не буду есть, чавкая губами: это правило должно соблюдаться.
51. Я не буду есть, шмыгая носом: это правило должно соблюдаться.
52. Я не буду есть, облизывая руки: это правило должно соблюдаться.
53. Я не буду есть, облизывая чашку: это правило должно соблюдаться.
54. Я не буду есть, облизывая губы: это правило должно соблюдаться.
55. Я не буду брать сосуд с водой руками, испачканными пищей: это правило должно соблюдаться.
56. Я не буду, в людном месте, выплескивать воду после ополаскивания чаши на землю, если в ней остались зерна риса: это правило должно соблюдаться.
16 ПРАВИЛ ОТНОСИТЕЛЬНО ОБУЧЕНИЯ ДХАММЕ
57. Я не буду учить Дхамме человека, который, не будучи больным, держит в руках зонтик: это правило должно соблюдаться.
58. Я не буду учить Дхамме человека, который, не будучи больным, держит в руках посох: это правило должно соблюдаться.
59. Я не буду учить Дхамме человека, который, не будучи больным, держит в руках нож: это правило должно соблюдаться.
60. Я не буду учить Дхамме человека, который, не будучи больным, держит в руках оружие: это правило должно соблюдаться.
61 (62). Я не буду учить Дхамме человека, который, не будучи больным, носит кожаную (не кожаную) обувь: это правило должно соблюдаться.
63. Я не буду учить Дхамме человека, который, не будучи больным, едет в повозке: это правило должно соблюдаться.
64. Я не буду учить Дхамме человека, который лежит, не будучи больным: это правило должно соблюдаться.
65. Я не буду учить Дхамме человека, который, не будучи больным, сидит, обхватив руками колени: это правило должно соблюдаться.
66. Я не буду учить Дхамме здорового человека, на котором одет головной убор: это правило должно соблюдаться.
67. Я не буду учить Дхамме здорового человека, у которого покрыта голова: это правило должно соблюдаться.
68. Сидя на земле, я не буду учить Дхамме здорового человека, сидящего на сидении: это правило должно соблюдаться.
69. Сидя на низком сидении, я не буду учить Дхамме человека, сидящего на высоком сидении: это правило должно соблюдаться.
70. Стоя, я не буду учить Дхамме человека, который сидит, не будучи больным: это правило должно соблюдаться.
71. Идя сзади, я не буду учить Дхамме человека, идущего впереди, если он не болен: это правило должно соблюдаться.
72. Идя сбоку от дороги, я не буду учить Дхамме человека, идущего по дороге, если он не болен: это правило должно соблюдаться.
3 ОТДЕЛЬНЫХ ПРАВИЛА
73. Не будучи больным, я не буду мочиться или испражняться стоя: это правило должно соблюдаться.
74. Не будучи больным, я не буду мочиться, испражняться или плевать на возделанные поля: это правило должно соблюдаться.
75. Не будучи больным, я не буду мочиться, испражняться или плевать в воду: это правило должно соблюдаться.

+2
14:09
1558
21:43
ВОПРОС:
в книге о Далай Ламе читаю о том, что существует 13 вещей, которые монах может считать своей собственностью. А именно:
монашеская мантия, чаша для подаяний, посох, подстилка… Информации об остальных девяти вещах нет. Кто в курсе, что ещё?

ОТВЕТ:
Обязательных вещей в Тхераваде восемь:
1-3 Тивара (одежда 3 предмета)
4. Пояс
5.Чаша для подаяния (с крышкой)
6.Бритва
7.Цедилка для воды
8.Иголка
Допускаются ещё (особенно при пеших странствиях) зонт (с москитной сеткой), ёмкость для воды (фляга, чайник), светильник, коврик для медитаций, зубная щётка, зубочистка, аптечка, сумка, сандалии. Иногда веер и посох, одежда для чаши (чтобы её можно было носить не в руках, а на плече). Но этот набор уже не обязательный.